Анафема - это отлучение христианина от общения с другими христианами и от таинств, применяемое в качестве высшего церковного наказания за тяжкие прегрешения (прежде всего за ересь или раскол) и соборно провозглашаемое.
Это было действительно страшно, когда церковь была полноправной частью государства. Фактически, анафема была полным поражением в правах. Как лишение гражданства, только хуже. Снимали чины и сословные привилегии, соответственно любой дворянин из старых врагов может тебя шлепнуть в месть, и ничего ему не будет, только штраф заплатит.
Лишали прав на всё имущество, хотя в порядке исключения могли оставить там, скажем, лошадь или пару серебряных монет на пожрать первые два месяца. Дети твои, соответственно, также лишались наследства, поэтому страдала вся семья.
В Средневековье анафема почти гарантировала смертную казнь или, если анафеме подвергался правитель государства типа Генриха IV, большую войну. Ближе к современности церквей расплодилось столько, что анафема в одной из них перестала кого-либо волновать. Лютер проходил под анафемой с 1521 до 1546 года, успел за это время жениться, нарожать детей, накопить гору хронических болезней и умереть от банального инсульта.
Что касается Толстого, полноценной анафемы ему так и не объявили, просто написали в газетах, что он больше не состоит в православной церкви, на что Толстой так же через газеты заявил, что и сам об этом прекрасно знает и возвращаться не собирается. Вообще, российская церковь в Новое время чаще предавала анафеме по политическим мотивам (Разин, Мазепа, Пугачев), чем по собственно религиозным.
Как православная церковь объясняет сосуществование явления анафемы с идеей всепрощение и принципом "не суди и не судим будешь"? И за что можно получить эту анафему?
Согласно «Православной энциклопедии» (2000 год), «церковную анафему (или великое отлучение) не следует смешивать с просто „отлучением“ (ἀφορισμός), которое представляет собой временное исключение христианина из церковной общины с запретом участвовать в таинствах и (для духовных лиц) занимать церковные должности. Называемое иногда также „малым отлучением“, оно в отличие от анафемы служит наказанием за меньшие проступки, например: воровство, блуд, участие в получении церковной должности с помощью взятки и т. п., не требует соборного решения и не нуждается в соборном провозглашении для вступления в силу». Церковное право рассматривает анафему как форму наказания в виде лишения «прав и благ, находящихся в исключительном распоряжении Церкви», применимого лишь к членам церкви.
Слово «проклятие» является русским аналогом греческого слова «анафема» (ἀνάθεμα). При этом слово «проклятие» получило у нас дополнительный смысл осуждения на вечные муки. Буквальный же смысл слова «анафема» состоит в лишении церковного общения – не временном, как епитимия, не на определенный срок, а в совершенном и полном. Конечно, по духу Церкви Христовой, такое отлучение все равно подлежало бы отмене, если бы имело место покаяние отлученного лица. Констатация в случаях квалифицированной вины отлучаемого. Почти всегда, за исключением политических преступников в России, анафематствовались ересиархи – предводители еретиков. Что же касается прочих еретиков, то обыкновенно при анафематствовании они обозначались не поименно, а просто «иже с ними», то есть те, которые следуют за основателем ереси, сохраняют с ним общение. Вас отлучат от Церкви в случае, если Вы будучи священником совершите, преступления как по светским законам, так и по религиозным.
Вот пример анафемы с ситуацией вокруг Pussy Riot по идее. Хотя по факту ничего и не было. По словам протоиерея Всеволода Чаплина, этот эпизод не получил широкого освещения в СМИ, так как «девушки не успели пропеть кощунственные слова». В храме Христа Спасителя участницы поднялись на амвон и солею храма, где в течение 20—23 секунд совершали характерные «панковские» движения, символизирующие протест, осеняли себя крестным знамением, стоя на коленях, а в остальное время пытались произнести слова песни, пока не были удалены охранниками. В целом нахождение на амвоне продолжалось 41 секунду. По словам ключаря храма, осквернения алтаря не было, и повторное освящение храма вскоре не требовалось.
Хотя встретил такое мнение протоиерея Максима Козлова - "Анафема — это не только свидетельство церковному миру о виновных, но и свидетельство, обращенное к ним самим, к этим несчастным, впавшим в прелесть, в гордое самоослепление людям: «Одумайтесь! Предельный возможный суд на земле о вас вынесен. Покайтесь в содеянном и вернитесь в отчий дом, в родную Церковь». Как ни странным это кому-то покажется, но анафема есть и свидетельство христианской любви к уже, казалось бы, окончательно заблудшим людям, анафема все-таки не лишает их путей к покаянию. Чин анафемы с людей, глубоко раскаявшихся, отказавшихся от своих заблуждений, снимается, восстанавливается полнота их пребывания в Церкви, они могут вновь приступить к Таинствам, а самое главное — они опять получают возможность спасения."
Может священнослужители исходили из того, что какой смысл предавать их анафеме, если их немалая часть общества осуждала, да и не были они частью Церкви и не позиционировали себя, как христианки, поэтому разве вызымеет какое-либо влияние над ними анафема, в смысле того, что анафема важна как эффект с одной стороны, и показ осуждения со стороны Церкви с другой. То есть, здесь же понятно, что Церковь это не одобряет, зачем ещё и анафеме предавать и вообще обращать внимания, ведь анафеме предавались исторические личности, решения которых влияли на государства или/и исторические события, а тут хулиганство, да кощунственное, но стоящее ли для такого серьёзного вида осуждения как анафема? А без анафемы они не знают, что их поступок осуждает церковь и верующие, прихожане и др. ? А потом, они же получили наказание по светским законам, так зачем предавать анафеме, когда они получили наказание явно мощнее (в смысле понимания мирских людей, и самих девушек )?
Если ещё посмотреть правила по которым предавали анафеме до 1917 то по ним сегодня по сути каждого можно предать анафеме, поэтому я думаю правила анафематствований изменились и в общем решаются внутри Церкви. Как Вы убедитесь сейчас использовать нижеприведённые правила бессмысленно так как много людей подпадают под эти критерии, и я предполагаю, что в Церкви сейчас другие критерии предавания анафеме. Ниже 12 критериев для анафематствования до 1917 года.
По этому вопросу на православных ресурсах, можно найти следующие:
Анафема. Этим древним церковным термином в наше время любят часто жонглировать светские журналисты, когда имеют задачу упрекнуть Церковь в жестокости, потере евангельского духа и т.п. Да и современные верующие люди часто соблазняются, когда слышат об анафеме.
Оно и не удивительно, ведь начиная с Большой Советской Энциклопедии и заканчивая современными Википедиями, слово «анафема» нам упорно трактуют как «изгнание, проклятие». Действительно ли это так? Комментирует протоиерей Владимир Ровинский.
Как понимает анафему сама Церковь?
Дело в том, что Церковь - живой организм. Сердцевиной и Главой этого Богочеловеческого организма есть Христос. Как и всякий живой организм, Церковь имеет способность и необходимые механизмы, чтобы постоянно себя восполнять и обновлять, но вместе с тем, здесь необходимы и другие механизмы - отторжения мертвых клеток и самоочищения.
Так вот, нам всем в той или иной мере знакомы священнодействия (в Церкви они называются Таинствами), благодаря которым сама Церковь растет и обновляется. Это Крещение, Миропомазание, Покаяние, Евхаристия, Соборование. И даже таинства Венчания и Священства играют в этом процессе ключевые роли. Таинства — это средства не только количественного роста церковного организма, но и качественного. И этот процесс называется освящением, преображением и обожением каждого церковного члена, каждой клеточки этого организма.
А что мы знаем о самоочищении Церкви?
Прежде всего заметим, что Церковь очень бережно относится к своим членам. Забота о здоровье каждой клеточки - главная задача Церкви. Здесь состояние болезни называется грехом. Грех - болезнь заразная, можно сказать, инфекционная. Она опасна не только для самого больного, но и для окружающих его.
В борьбе с грехом первым и главным средством является покаяние. Чтобы покаяние было более действенным, Церковь через пастырей нередко предписывает кающемуся своеобразное лекарство-катализатор - епитимию.
Заметим, что грех, как и любую другую болезнь, нельзя излечить без непосредственного участия больного, его доброй воли и искреннего желания быть здоровым.
Случается, что болезнь требует не только усиленного лечения, но и изоляции больного. Понятие карантина нам всем известно. В Церкви такое явление называется отлучением. Отлучение, как правило, имеет временный характер, пока болезнь не станет угасать. Мирян на определенное время отлучают от участия в Евхаристии, а священнослужителей - от совершения священнодействий.
Как и в каждом живом организме, среди членов Церкви случаются духовные болезни, подобные раковым.
Да, ереси, расколы, лжеучения вполне сопоставимы с раковыми опухолями на церковном теле. И пусть никто не смущается, что в Богочеловеческом организме и такое возможно. Это лишь еще раз косвенно свидетельствует, что Церковь жива. Но как и всякий нормальный организм, Церковь должна иметь свою иммунную систему, защищающую ее от заражения.
Что же происходит на этой стадии духовной болезни того или иного члена Церкви. Во-первых, под действием гордости, эгоизма, самонадеянности такой член - клеточка церковного организма начинает мутировать, видоизменяться. Он не способен более выполнять свои функции, не соответствует своей роли и предназначению. По сути, для церковного, как и любого другого организма, эти клетки являются мертвыми. Но если бы они были просто мертвы. Нет, это не так!
Эти больные члены, во-вторых, начинают быстро делиться, расти количественно и все более деградировать качественно. Они способны стремительно заражать болезнью соседние клетки и угрожать целому организму.
Что делать? Да, сначала химиотерапия, потом облучение. Но если и это не помогает - операция по отторжению.