А ведь совсем рядом был секретный кабинет, утыканный плотными рядами полок, что упираются в высокий потолок. Стеллажи эти уставлены впритирку сосудами, которые почти 80 лет, с момента извлечения из раскопа, прятали от публики: только последнее время режим заключения для полуторатысячелетних керамических любовников чутка послабили.
Здесь хранятся препикантнейшие горшки индейцев моче (они же – мочика): по совести говоря, ничего более скабрезного человеческая культура не знает – если, конечно, не делать нарочно выжимки из порнхаба и не объявлять этот «крем де ля крем» разврата явлением высокого искусства. Подозреваю, что и вы ряд композиций сочли бы невозможными, приснись они вам.
То же можно посмотреть здесь, если предпочитаете не текст, но видео:
Но это у жителей Индостана колченогая фантазия стреноживалась тем, что у человека 4 конечности, одна голова и всего два гендера – в силу чего, будто бы, любовной комбинаторике положен «предел, его же не прейдеши». Господа индейцы легко это ограничение преодолевали: ведь кроме мужчин и женщин есть еще дети, скелеты… Да и мало ли кто еще!
Царство мочика было сверхцивилизацией своей эпохи. Боюсь соврать, но, по-моему, где-то у раннего Пелевина сказано: «Это случилось во времена, когда все вокруг были евреи, и только одни римляне были русскими».
Спокойно, товарищи, спокойно: нет тут никакого разжигания, просто автор облек в слова и отлил в мраморе обычное для любого человеческого племени ощущение этнического превосходства над всякими там инородцами. Так вот, это именно про мочика: они в свою эпоху были русскими среди евреев, римлянами среди варваров. Тысячи 2 лет тому назад их цивилизация выплеснулась из долины Моче и покатилась кровавым катком вдоль побережья.
Вернее, двумя катками, поскольку на север и на юг – но кровавыми были оба: пленных они брали только для того, чтобы принести в жертву. Есть мнение, что и рабов у них не было – то есть, иноплеменных женщин и детей они тоже пускали на корм своим богам. Да что там: среди племенной знати моче было принято устраивать ритуальные поединки. И при этом никакой гуманистической мерлехлюндии – в живых оставался только один, побежденный становился священной жертвой.
С той же целью мочика энергично прореживали свою молодежь. И при этом не позволяли себе никаких нежностей, вроде – «я тебя не больно зарэжу»: людей неделями держали в пыточных, каплями сцеживая кровь, потом приводили в чувство и приступали к мучениям вновь.
Объясняют это тем, что у моче было какое-то особенно трепетное отношение к воде, а потому любые физиологические жидкости туземными богами ценились особенно высоко. Но любят индейцев перуанцы, понятно, не за это: моче были строителями самых древних и больших пирамид Южной Америки.
Сохранились две – Уака-дель-Соль и Уака-де-ла-Луна: высотой в 30 метров каждая, с многосотметровыми в длину и ширину основаниями. Ну, понятно, тут, на вершине пирамид, главным образом, резали и пыряли, пускали кровь и вышибали душу: своих потом уважительно погребали, а чужих просто сбрасывали накатом куда-то с тыльной стенки.
Но моче умели еще изготавливать бронзовые инструменты – в основном, для человекоубийства, конечно: в раскопах очень часто встречаются статуэтки «декапитатора» - существа о 4-х, 6-ти и более конечностях, которое держит в одном щупальце нож, а в другом – человеческую голову. И бронза была у моче какая-то совсем исключительная, приготовляемая по старинным семейным рецептам, замешанная на секретных ингредиентах – с такой грех было соседей-дикарей не побеждать.
Но самое странное, что было важной частью их жизни – это керамика. Это у нас принято говорить о таких вещах через губу – «глупый горшок». А у моче, считают археологи, эти сосуды заменяли собой книги.
Их страна протянулась вдоль побережья на полторы тысячи километров и была крошевом мелких царств размером с десяток футбольных полей: понятно, для нужд управления буквы нафиг были не нужны – любому подданному легко было накостылять самолично, да и следить за ним получалось, не покидая хижины-дворца. Но индейцы понимали свое тождество и северные моче жили в точности так же, как южные.
Вот горшки и позволяли им сохранять культурное единство, поскольку были хрестоматиями духовной жизни: во-первых, сосуды просто изображали богов, отцов-основателей, жертвоприношения и бытовые сцены. Во-вторых, керамика была вся в ярких картинках, так что пластика дополнялась живописью.
Моче изобрели способ производить свои горшки с применением форм, что позволило поставить их производство на поток: в музеях, к примеру, тех же «декапитаторов» - сотни, так что дело обезглавливания моче не просто любили, но знали в тошнотворных подробностях и, ни единой не пропуская, изображали.
Но самое удивительное в этом горшочном письме то, что написаны ими часто книги скоромные, причем, если подбирать аналогии, это был не «Тропик рака» или «Любовник леди Чаттерлей», а сплошь и непременно де Сад с Захер-Мазохом. До нас дошло, не поверите, 100 тысяч горшков индейцев моче: вы не поверите еще раз, но более 5-ти сотен из них – эдакая индейская «Кама-сутра». И надо понимать: это то немногое, что до нас дошло.
Испанцы, когда познакомились с этим специфическим жанром индейского искусства, уничтожали подобную керамику остервенело. В Перу они массово потрошили гробницы мочика в поисках золота: сосуды вообще обычно сохраняли, но любовные – разбивали в мелкую крошку.
То есть, надо полагать, гончарное производство 2000 тысячи лет тому назад очень напоминало съемки фильмов для взрослых: и то, и другое имеет основой конвейерное изготовление довольно стереотипного продукта. И составляли такие сосуды изрядный процент от общего объема производства – может, 2, 3… А, может быть, и все пять процентов.
Но это сейчас соответствующей индустрии полагается обслуживать широкие слои гетеросексуального населения: индейцы же явно работали с потребителем-гурманом. У них совершенно не встречаются композиции, где мужчины и женщины общались бы по обычаям, заповеданным Адамом и Евой – чтобы, значится, с вероятностью последующего появления детишков.
Нет, только хардкор, только эксперименты, только в ноздрю или ухо. На этом зыбком основании этнографы построили две взаимоисключающие трактовки того, как решался женский вопрос в древнем Перу. Одни считают, что там имела место полная эмансипация.
Эти специалисты говорят о подлинной свободе и равноправии женщин у мочика: дескать, керамические любовники не имеют целью репродукцию, а коли для женщины здесь деторождение не является ни намерением, ни неизбежностью, ни даже просто возможностью – значит, она свободна от понуждения и ищет одного только наслаждения.
Другие говорят о ровно противоположном: дескать, способы любви запечатлены болезненные и травматические, не предполагающие удовольствовать даму – значит, подруги индейцев мочика находились в подчиненном, чуть ли не рабском положении: «иди сюда, ляг, пошла вон!». Как всегда, жизнь, вероятно, была хитрее. 15 лет тому назад нашли мумию некоей царицы, которую прозвали «Леди Као».
Что характерно, ее тело было от пяток до макушки покрыто татуировками. Внешность царицы реконструировали. Уважаю антрополога Герасимова, но вот ничего с собой поделать не могу: когда внешность воссоздают фолк-историки, как в Перу, они, думается мне, получают то, что хотят увидеть, а не то, что было на самом деле.
Получилось у перуанцев, что выглядела Леди Као (1 фото) эдаким гренадером в ритуальных юбках и явно неукротимой страсти не вызывала - даже девиантной. Но и с болезненными глупостями к ней явно никто не лез, а если лез – тут же скармливался богам или становился объектом сцеживания жидкостей.
Теперь о том, за счет чего достигалось разнообразие: в конце концов, у индЕйцев и индИйцев поровну полов, конечностей и голов. Но дело в том, что мочика смело включали в композиции младенцев, скелеты и животных: гедонистическую комбинаторику это ощутимо разнообразило – в разы, даже с учетом исключения традиционного взаимоудовольствования.
И финал эту цивилизацию ждал совершенно заслуженный – при таком-то целенаправленном самовыпиливании. Безусловно, им порядком досталось от непогоды: сначала парням выпали 30 дождливых лет – с наводнениями и подтоплением посевов. Потом случились 30 засушливых лет – кто не перемёр прежде, теперь-то дошёл наверняка.
Конец закономерен, учитывая, что образ жизни мочика вели, в популяционном смысле, нездоровый: практиковали массовые жертвоприношения, копулировали не шибко репродуктивно… В общем, брать с них пример точно не стоит. Хотя оригиналы и затейники были, конечно, знатные. Однако культуру такие движут, а вот цивилизацию – не очень: все-таки от людей кое в чем требуется пошлый консерватизм, иначе ничего, кроме замысловатых горшков от вас не останется.