Когда европейцы столкнулись с коренным населением Американского континента, они были растеряны. Люди, которых они встретили, не только разительно отличались от них внешне, но и имели абсолютно другой взгляд на окружающий мир и на саму природу человека. У пришельцев, воспитанных в христианской морали, вызывало шок многое и особенно то, как индейцы относились к гендерному вопросу.
Известный американский художник XIX века Джордж Кэтлин, известный своими замечательными портретами индейцев разных племен, провел среди коренного населения Северной Америки немало времени. Несмотря на это, он так и не понял и не принял терпимость индейцев в вопросах пола.
Эта традиция должна быть полностью уничтожена, пока еще никто не догадался ее изучить и описать.
Так воинственно отозвался о гендерных понятиях творческий человек, взгляды которого в те времена считали вполне прогрессивными. Что же возмутило живописца в отношении индейцев к вопросам пола и сексуальности в целом?
Индейцы отличались от жителей Европы тем, что у них не было деления на мужские и женские дела. Каждый член племени выполнял ту работу, которую мог в данный момент выполнить лучше и которая была ему по нраву. Основной акцент делался на благе, которое человек приносил своей семье и всей общине.
С точки зрения гендера индейцы делили людей на пять категорий: мужчина, женщина, мужчина с двумя душами, женщина с двумя душами и трансгендер. Людьми с двумя душами коренные жители Америки называли тех, кто имел нетрадиционную сексуальную ориентацию. Мы сформулировали это так, но на самом деле у индейцев любые формы проявления сексуальности считались нормой и никого не преследовали за половые предпочтения.
У всех племен континента существовали свои особые названия для людей с двумя душами. Навахо называли их Nadleehi, что означает «изменившиеся», шайенны — Hemaneh, то есть «полумужчина-полуженщина», а лакота — Winkte, или «мужчина, ведущий себя по-женски».
Существовали и десятки других формулировок, для которых было характерно одно — уважение к выбору человека. Европейцы выбрали для себя один термин — универсальный и с их точки зрения наиболее подходящий — «двудушные».
Разумеется, у пришельцев из стран, где многие века процветало христианство, любое проявление гомосексуальности у местного населения порицалось и считалось болезнью или как минимум отклонением. Для индейцев это выглядело иначе — они считали, что люди с двумя душами лучше обычных, так как способны смотреть на мир, с точки зрения мужчин и женщин.
Большинство народов Нового Света считали, что гендер заложен в человеке Творцом, еще до того, как тот попадет на землю. Индейцы сиу считали, что прежде чем родиться, бесполый индивидуум предстает перед высшим созидающим духом.
В одной руке божество держит лук и стрелы, а в другой — детскую колыбель. Творец сам решает кому какой предмет отдать и, хотя чаще всего лук получают мужчины, иногда бог рассуждает по-своему и выдает своим детям то, что ему кажется нужным. Таким образом, индейцы были уверены, что пол определяется свыше и это есть великий божественный замысел.
Для коренного населения Америки не был характерен стыд за проявление любви и сексуальности к кому-либо. В оценке каждого человека главенствующую роль играли его человеческие качества и, разумеется, польза, которую он приносил племени.
К детям индейцы относились одинаково — и мальчиков, и девочек одевали в похожую одежду и давали им одни и те же поручения по хозяйству. То, кем они себя чувствуют и как намерены жить дальше, дети сообщали своим родным, когда сами были готовы принять такое решение.
Из «двудушных» всегда получались лучшие шаманы, провидцы, целители и музыканты. Женщины, имевшие второй, мужской дух, нередко были отважными воинами и умелыми охотниками. Наиболее известным примером такого человека является Ош-Тиш, индеец из племени лакота, живший во второй половине XIX века.
В переводе с языка лакота имя Ош-Тиш означает «тот, кто находит и убивает». Этот индеец родился мужчиной, был женат на женщине и прославился как бесстрашный воин и удачливый охотник. Ош-Тиш был очень уважаемым человеком в своем племени, несмотря на то, что одевался как женщина и в повседневной жизни вел себя как обычная индейская скво.
Ош-Тиш и его супруга
Европейцы, придя в поселок Ош-Тиша, стали высмеивать его и настаивать, чтобы индеец начал вести себя как мужчина. Соплеменники трансгендера не оценили благие порывы заморских гостей и потребовали оставить воина в покое и дать ему жить той жизнью, которую он выбрал для себя сам.
Еще одним «двудушным», имя которого сохранила история, был индеец по имени Ве-Ва, живший в то же время что и Ош-Тиш. Он родился мужчиной, но с самого детства считал себя женщиной, поэтому к нему все относились как к даме.
Среди своих соплеменников Ве-Ва выделялся острым умом, житейской мудростью и любознательностью, поэтому не удивительно, что именно его выбрали официальным представителем племени в Вашингтоне. Несмотря на высокую должность, индеец не изменил своим принципам и на всех портретах и снимках предстает в женском облачении.
Индеец Ве-Ва
Мы знаем истории Ве-Ва и Ош-Тиша лишь благодаря тому, что сохранились фотографии этих людей. Миссионеры, которые тысячами ринулись на новые земли, чтобы нести людям Слово Божье, изо всех сил старались искоренить местное традиционное отношение к сексуальности. Святоши не брезговали ничем и иногда даже организовывали убийства «двудушных».
Давление на местное население было так велико, что уже к началу XX столетия ни один индеец не готов был признаться в симпатиях к представителям своего пола. Так народы Нового Света утратили уникальную традицию, на смену которой пришли нетерпимость и страх, царящие сегодня не только в обоих Америках, но и по всему миру.