13 сентября 1987 года один из пассажиров самолета Ту-134, совершавшего рейс по маршруту Москва-Ростов-на-Дону, встал со своего кресла и потребовал от стюардессы лететь в Париж. В доказательство своих намерений он показал бомбу. Любой взрыв на борту приведет к неминуемой гибели лайнера со всеми людьми на борту.
Тогда никто не мог представить, что воздушный террорист через много лет станет художником с мировым именем.
Самолет, аналогичный захваченному. Фото 1983 г.
Геннадий Хацкевич родился 3 июня 1952 года в Минске. Художественный талант проявился у него еще в юном возрасте. Последовательно молодой человек окончил детскую художественную школу, минское художественное училище и Белорусский государственный театрально-художественный институт.
С 1972 года картины Геннадия Хацкевича стали попадать на различные республиканские выставки. Однако авангардный стиль молодого художника никак не укладывался в официальный соцреализм советского искусства. Да и рисовал он не строителей коммунизма, и даже не пейзажи, а нечто метафизическое.
Из творческого наследия Геннадия Хацкевича
Не сказать, чтобы Хацкевича притесняли, но пробиться с подобным творчеством в государственные музеи, получить официальные заказы, проводить персональные выставки, тогда было невозможно. Белорусский художник был типичным представителем советского художественного андеграунда. Известен в узких кругах, интересен редким иностранцам, посещающим Советский Союз, но абсолютно незнаком широкой публике.
В начале 1987 года на одной из выставок молодых художников оказалась одна из самых известных работ Геннадия Хацкевича того времени – «Мастерская художника». Республиканская пресса «отметила» произведение – рецензии сводились к тому, что к искусству это не имеет никакого отношения.
«Мастерская художника» - та самая картина Геннадия Хацкевича
Возможно, подобная реакция официальной критики и повлияла на странный и необъяснимый поступок. По воспоминаниям друзей, последние дни перед угоном самолета Геннадий провел в постоянном волнении и переживаниях, но никому так и не открыл своих планов. Иначе его бы отговорили.
Никакой бомбы у художника никогда не было, да и он сам был против любого насилия. Надеялся обмануть. Вместо взрывного устройства изготовил муляж – два куска хозяйственного мыла (типа это динамит), обмотал их проводами и закрепил изолентой на теле. В полете ему достаточно было скинуть одежду, чтобы до смерти напугать стюардессу и пассажиров.
Почему Геннадий Хацкевич потребовал лететь в Париж, он так никогда и не объяснил. Вообще художник даже в наши дни отказывался говорить на тему захвата самолета. Ему явно было неприятно вспоминать о том, что он совершил преступление.
Геннадий Хацкевич. Фото 80-х
Надо понимать, что в Советском Союзе командир воздушного судна не мог покинуть воздушное пространство СССР ни при каких обстоятельствах. Даже при захвате вооруженными террористами и при угрозе гибели самолета. Только если получит приказ с земли.
В случае захвата самолета, экипаж должен был «согласиться» с требованиями воздушных пиратов, сообщить им, что необходимо приземлиться с целью дозаправки (что в целом логично), а дальше они все обязательно полетят в то место, которое желают угонщики.
На самом деле в аэропорту «приземления для дозаправки» самолет уже ожидала группа захвата.
Ту-134 с Геннадием Хацкевичем на борту сел в Ростове-на-Дону. К тому времени пилоты уже сообщили, что бомба у воздушного пирата, скорее всего ненастоящая. А потому операция ро обезвреживанию горе-террориста прошла быстро и без лишнего шума.
Из творческого наследия Геннадия Хацкевича
Хацкевич был арестован и отправлен в СИЗО. За подобное преступление, даже с учетом того, что никто не пострадал, ему грозило до 15 лет. За художника заступились некоторые деятели белорусской культуры, написавшие коллективное письмо. Ссылались на чудачества непризнанного гения, на его приверженность к позёрству.
Из творческого наследия Геннадия Хацкевича
Советские власти сами понимали, что процесс над более-менее известным художником, вызовет бурю негодования на Западе. Еще один «борец с режимом» никому не нужен. А потому Хацкевича по-тихому признали невменяемым и отправили на принудительное лечение. Пока его «лечили», художник успел расписать витражи на окнах минской «психушки».
Уже в 1990 году он был на свободе и продолжил заниматься творчеством. Побывал художник и Париже, куда добрался… автостопом.
Геннадий Хацкевич, декабрь 2013 г.
В XXI веке Геннадий Хацкевич наконец-то получил признание в мире и у себя на родине. Его необычные полотна хранятся в белорусских государственных музеях и в частных коллекциях.
Геннадий Хацкевич ушел из жизни 26 апреля 2014 года. Ему шел 62-й год.