После Второй мировой войны союзники и страны, которые их поддерживали, провели несколько обширных судебных процессов как против нацистов, так и против тех, кто с ними сотрудничал. Одним из обвиняемых был нидерландский арт-дилер по имени Хан ван Мегерен, который продавал картины нацистским лидерам. Чего союзники в то время не знали, так это того, что все картины, проданные Ханом ван Мегереном, были подделками. Чтобы спастись от смертной казни, арт-дилеру пришлось доказывать, что он подделывал произведения искусства. Единственная проблема заключалась в том, что подделки были слишком убедительными.
Кем был Хан ван Мегерен?
Хан ван Меегерен в 1947 году
Хенрикюс Антониус ван Мегерен родился осенью 1889 года в Девентере, небольшом городке в Нидерландах, в семье Августы Луизы Генриетты Кэмпс и Хендрикуса Йоханнеса ван Мегерена, учителя профессиональной школы. В юности Хан решил, что хочет быть художником; на это его вдохновили картины нидерландских живописцев.
Однако отец Хана видел своего сына архитектором. Хан изучал архитектуру в техническом колледже в Делфте (Нидерланды), родном городе знаменитого нидерландского художника Йоханнеса Вермеера.
Во время учёбы ван Мегерен познакомился с Анной де Вугт, студенткой художественного факультета. В апреле 1912 года они поженились после того, как Анна забеременела. Их сын Жак родился в августе того же года. Хану легко давалась архитектура, однако в 1913 году он бросил учёбу, чтобы стать художником. Он начал посещать занятия в художественной школе в Гааге и даже получил престижную медаль за свои старания.
Вместе с дипломом об окончании художественной школы Хан ван Мегерен получил право преподавать, и он быстро воспользовался этой возможностью. Он работал помощником профессора рисования и истории искусств в университете в Схевенингене, одном из восьми районов Гааги. Кроме того, чтобы заработать дополнительные деньги, Хан ван Мегерен продавал свои рисунки и картины в качестве рождественских открыток и плакатов.
В 1915 году у ван Мегерена и его супруги Анны родился второй ребёнок, на этот раз дочь, которую назвали Паулиной. В 1917 году Хан провёл свою первую публичную художественную выставку в Гааге, и её успех помог ему стать членом эксклюзивного нидерландского общество художников и писателей под названием Haagse Kunstkring.
Однако удача недолго была на стороне ван Мегерена. В 1923 году он развёлся с женой, скорее всего, из-за неверности. Анна вместе с двумя детьми переехала в Париж, но время от времени навещала Хана. В 1928 году ван Мегерен женился во второй раз на актрисе Йоханне Терезии Эрлеманс.
В то время как ван Мегерен успел в какой-то степени зарекомендовать себя как художник, в основном прославившись благодаря портретной живописи, его деятельность не могла обеспечить семью финансово. К сожалению, искусствоведы не были большими поклонниками работ Хана ван Мегерена, что препятствовало его карьере в мире искусства.
В стремлении доказать свой талант Хан ван Мегерен начал копировать картины известных художников, включая Питера де Хуча, Жерара тер Борха, Франса Халса и даже самого Йоханнеса Вермеера. Подделка картин Вермеера была особо прибыльным делом ввиду их редкости – лишь около тридцати пяти работ Вермеера сохранились в нормальном состоянии к двадцатому веку, когда его творчество было популяризировано. Простое «копирование» быстро превратилось в тотальную фальсификацию после того, как искусствоведы, изучив работы ван Мегерена, признали их подлинными.
Подделка произведений искусства Пигменты, которые Хан ван Мегерен использовал при создании подделок
Хан ван Мегерен умело подделывал картины. Художник в течение многих лет изучал жизнь и технику «старых мастеров». Он работал тайно в мастерской, постепенно совершенствуя искусство подделки произведений искусства. Он зашёл настолько далеко, что создавал собственные краски, используя только пигменты и масла, которые были доступны во времена того или иного художника.
Тем не менее, скрупулёзность Хана ван Мегерена на этом не заканчивалась – он наносил смолу на холсты и отправлял их в печь, чтобы придать им потрёпанный, состаренный вид. Он даже придумал кропотливый процесс создания кистей с использованием шерсти барсука, чтобы идеально воспроизводить стиль Вермеера.
К сожалению для тех, кто покупал произведения искусства ван Мегерена, технологии того времени не позволяли им обнаружить подделку. Почти всем экспертам его времён приходилось полагаться на собственный критический взгляд при проверке картин на подлинность.
«Ужин в Эммаусе», подделка Хана ван Мегерена
Хану ван Мегерену даже удалось обмануть одного из ведущих экспертов по искусству того времени, доктора Абрахама Бредиуса, убедив его, что картина под названием «Ужин в Эммаусе» была неизвестной ранней работой Иоганна Вермеера. Ван Мегерен справился с этой непростой задачей, исследуя художественные теории Бредиуса и целенаправленно создав картину, которая идеально подтверждала идеи искусствоведа.
Назвав картину ранней работой Вермеера, ван Мегерен пытался оправдать тот факт, что она не соответствовала другим произведениям художника. После того как доктор Бредиус признал подлинность картины, она была продана в 1937 году за сумму, эквивалентную четырём миллионам долларов в переводе на современные деньги. Этот огромный успех подтолкнул Хана на создание ещё большего количества подделок.
Один из самых влиятельных деятелей нацистской партии, Герман Геринг, однажды обменял колоссальные 137 картин всего на одну из подделок Иоганна Вермеера, сделанную Ханом ван Мегереном. Геринг хвалил её как одно из самых ценных произведений искусства в его коллекции. Благодаря впечатляющему таланту торговля подделанными шедеврами сделала ван Мегерена богаче, чем он мог себе представить. Его богатство позволяло ему вести более чем комфортный образ жизни. Он приобрёл квартиру с двенадцатью спальнями в Ницце (Франция) и ещё 57 объектов недвижимости.
Суд над Ханом ван Мегереном
После окончания войны в 1945 году ван Мегерен был немедленно арестован за продажу нацистам того, что считалось культурной ценностью Нидерландов. Правительство страны расценило это как государственную измену, и ван Мегерену грозила смертная казнь. Суд над Ханом ван Мегереном начался в Амстердаме 29 октября 1947 года. Группе искусствоведов, включая профессоров, кураторов и докторов, предложили принять участие в разбирательстве в качестве экспертов.
Группу возглавлял Пол Б. Кореманс, руководитель химической лаборатории в Королевских музеях изящных искусств Бельгии. Каждый из экспертов проанализировал несколько предполагаемых картин Франса Халса и Вермеера. Доктор Кориманс изучил их на предмет химических веществ, из которых состояли краски. К счастью, методы ван Мегерена оказались неидеальными. Доктор Кориманс обнаружил, что краски были созданы с помощью отвердителей двадцатого века, бутылки с которыми были найдены в доме ван Мегерена.
Несмотря на убедительные доказательства подделки произведений искусства, обнаруженные доктором Коримансом, суд отнёсся к ним скептически. Хан ван Мегерен попытался спастись, признавшись в преступлении и объяснив точный процесс подделки произведений искусства, но, обеспокоенный своей репутацией, эксперт по искусству доктор Абрахам Бредиус упрямо настаивал на том, что картины были подлинными. Если бы выяснилось, что доктор Бредиус не смог выявить поддельные картины, его карьера сильно пострадала бы.
Не имея других вариантов, к которым можно было бы обратиться, ван Мегерен создал новую картину Вермеера под наблюдением нидерландских властей и представил её на суде, и, к счастью для него, это смогло убедить суд. Хан ван Мегерен был оправдан по обвинению в государственной измене и приговорён к одному году тюремного заключения за мошенничество.
Суд не признал ван Мегерена виновным в сговоре с нацистами; действительно ли это имело место быть, до сих пор неясно. Ван Мегерен, безусловно, придерживался собственной фашистской апологетической идеологии, и он на самом деле закрыл глаза на зверства нацистов ради денежной выгоды.
Вопрос о том, сотрудничал ли ван Мегереном с нацистами, всё ещё обсуждается. После знаменитого судебного процесса репутация ван Мегерена была восстановлена, и народ Нидерландов считал его кем-то вроде героя. Одурачить нацистов было немалым достижением, и многие считали это почётным.
Ван Магерен рисует картину под наблюдением
Благодаря вновь обретённой славе и известности картины ван Мегерена снова стали обрели ценность. Это привело к появлению подделок работ самого ван Мегерена. На этот раз фальсификатором был сын ван Мегерена, Жак Анри Эмиль ван Мегерен.
30 декабря 1947 года Хан ван Мегерен умер от сердечного приступа, находясь в тюрьме в Амстердаме, всего через два месяца после начала отбывания своего годичного заключения. Ему было всего пятьдесят восемь лет.