Интересный образец техники, о котором я только что узнал, хотя много лет «копаюсь в интернете». Кстати, как и многие другие образцы техники — этот остался последний в своем роде. Вот теперь чуть подробнее…
Семидесятые годы XX века стали «Золотой эпохой» отечественного танкостроения. Именно в эти годы в СССР брались за разработку и реализацию наиболее сложных и смелых машин. Впрочем, даже тогда до логического конца доводились далеко не все, даже удачные на первый взгляд, проекты. Ярким примером такого стала машина под названием УР-88 «Гобой».
В конце 1970-х годов Министерство обороны СССР запросило у конструкторов новый сухопутный минный тральщик. Традиционно на разработке систем разминирования в стране специализировались челябинские предприятия СКБ «Ротор» и Завод им. Серго Орджоникидзе. В результате серии исследований было решено создать новейшую машину, которая могла бы выполнять разминирование местности при помощи упреждающего взрыва, создающегося за счет специальной объемно-детонирующей смеси. За основу будущей машины взяли базу танка Т-72.
В 1982 году был создан экспериментальный тральщик ОКР «Гобой», который обозначался секретным шифром «Изделие 190». Самоходная установка должна была проделывать проходы в минных полях, удаляя противотанковые и противопехотные заряды. На корпусе «Гобоя» имелось две сопловые установки, которые распыляли перед тральщиком аэрозольную смесь на удалении вплоть до 18 метров. Аэрозоль проникал в том числе и в почву.
После этого в облако смеси выбрасывался заряд-детонатор, который вызывал взрыв, расчищавший от мин область площадью 12х6 метров. Тральщик мог осуществить до 36 детонаций за один боекомплект. Максимальная длина проделываемого коридора таким образом достигала 320 метров. Для самообороны на тральщик установили 12.7-мм пулемет НСВТ. Кроме этого саперные машины комплектовались электромагнитной приставкой «Переспрос» и прибором наблюдения командира «Агат».
Производством ОКР «Гобой» занялся в 1983 году «Уралвагонзавод». В силу разных причин испытания огнеметного минного тральщика сильно затянулись. Формально новейшую машину даже приняли на вооружение, однако в войска массово она так и не пошла. На тот момент на дворе был уже 1990 год. Страна Советов вступала в новую эпоху, и в ней, как и многим другим амбициозным разработкам советских конструкторов, «Гобою» уже не было места.