В 1941 году вся страна встала на борьбу с немецкими захватчиками. Если одни героически сражались на передовой, то другие попадали в штрафные роты (батальоны) за совершенные уголовные и военные преступления. Таких называли смертниками, поскольку погибало их в 6 раз больше на передовой. 8-я штрафная рота Рокоссовского фашисты прозвали «бандой». Они так их боялись, что бросали свои позиции, если знали, что будут сражаться с офицерами этого подразделения. «Банда» Рокоссовского участвовала в самых значимых сражениях на войне и дошла до стен Рейхстага.
Летом 1942 года после знаменитого приказа Сталина стали формировать штрафные батальоны и роты. На фронте приказ окрестили «Ни шагу назад!». В штрафбаты не брали политических заключенных, «матерых» уголовников, осужденных за вооруженный грабеж или убийства, женщин. Эти подразделения создавались только среди пехоты или стрелков. Штрафники должны были искупить свою вину кровью или героизмом.
Сталин подписал 227 приказ в 1942 году, а на фронте его прозвали Ни шагу назад!
Иосиф Виссарионович не просто так подписал приказ 227. Среди советских солдат и офицеров была слабая дисциплина. Поэтому было немало дезертиров, паникеров, предателей, из-за которых становилось все больше оккупированных советских территорий и потерь. Теперь без приказа командования никто не имел права оставить свои позиции. А те, кто на это решались, становились предателями Родины и жестоко карались по законам военного времени.
А еще в эти подразделения могли попасть те, кто был в плену у врага. Расстрел меняли на штрафные роты или батальоны. Кстати, у немцев тоже были такие подразделения. И это помогло укрепить дисциплину и навести порядок в армии противника. В штрафные батальоны попадали только офицеры, которые были профессиональными военными. Их всегда хорошо вооружали и оснащали, и никогда не бросали куда попала. В штрафных ротах отбывали свое наказание рядовые и сержанты, но оснащение у них было как у всех.
В штрафные батальоны попадали только офицеры, а вот в штрафные роты сержанты и рядовые.
Таких могли бросить куда угодно, а выживали далеко не все. За весь период войны в штрафных ротах и батальонах пребывало около 500 тыс. человек. Но срок пребывания здесь мог быть до первого серьезного ранения или от 1 до 3 месяцев. Штрафники могли вернуться в обычное подразделение и восстановить свое звание и награды, если хорошо себя зарекомендуют на передовой. Был и такой штрафбат, которого панически боялись фашисты. Враги знали, что это 100% проигрыш для них в бою.
Многие считали штрафников смертниками, которым нечего было терять. За совершенное преступление военный трибунал выносил приговор, но приостановил его исполнение, дав шанс офицеру или солдату искупить свою вину на передовой. Особой славой пользовался 8-й штрафной батальон под руководством генерала Рокоссовского. Немцы прозвали этих русских бандой. Туда входили только советские офицеры, которые по разным причинам пребывали в плену у врага какой-то период времени или попали в окружение, но смогли выйти.
Фашисты панически боялись штрафников Рокоссовского, называя их бандой.
Интересно, что к Константину Константиновичу в штрафбат попадали самые стойкие, целеустремленные воины. Они проявляли в бою не просто героизм, но любой ценой уничтожали врага. Недаром же солдаты Вертмаха панически боялись банду Рокоссовского. Чаще всего, противник даже покидал место сражения, спасая свою жизнь. А ведь страх и паника не возникали на пустом месте. Штрафники генерала пускали в ход не только оружие, но и саперные лопатки, ножики, кулаки и любые предметы, которыми можно было убить человека. Банда «лавиной» надвигалась на позиции противника, сметая все на своем пути. Понятно, что шансы на жизнь были минимальными у немцев.
Рокоссовский убедил Сталина в формировании штрафных рот и батальонов.
Такое героическое подразделение появилось именно благодаря инициативе Рокоссовского. Штрафники уважали и любили генерала за то, что он был порядочным человеком, заботился о каждом своем подопечном, умел найти подход. Его подчиненные творили чудеса на передовой. 8-й штрафной батальон Рокоссовский создал после личного одобрения Сталина. Генерал объяснил, что у тех, кто однажды оступился, должен быть шанс все вернуть. А победы на поле боя только подстегнут других бороться в рядах Красной армии в таких штрафных подразделениях.
Банда Рокоссовского получила свое боевое крещение летом 1943 года, принимая участие в Курской битве. А ведь это сражение, по мнению историков, было одним из главных в Вов, а его итог только приблизил победу советского народа. Тогда штрафники тоже вложили свою лепту, сделав все, чтобы фашисты потерпели поражение. Их задачей была оборона территории станции Поныри. Они буквально «вгрызлись» в землю, поэтому даже оглушительный обстрел немецкой артиллерии ничего не смог сделать. В том бою погибло около 150 бойцов, 380 получили ранение разной степени.
Свой боевой путь 8-й штрафной батальон начал с Курской битвы, и смог себя хорошо зарекомендовать.
На счету штрафников Рокоссовского взятие высоты под Орлом. Тогда погибло около 150 человек. В 1943 году их перебросили под Ленинград. Штрафники выполняли приказ – взять Синявинские высоты. Дело в том, что Ленинград оказался в блокаде, а эти земли были коммуникацией между городом и Большой землей. В официальных документах указано, что это место взяли за 30 минут, но в реальности там был настоящий ад, продлившийся несколько дней. Сражение там развернулось нешуточное, но банда Рокоссовского опять сумела отличиться, укрепив свою репутацию у противника. Однако потери были огромными с обеих сторон.
Банда Рокоссовского участвовала в битве за Днепр в конце 1943 года. Ее целью было переправиться через реку, и освободить оккупированные территории Лево- и Правобережной Украины, в частности города Киева. Здесь штрафники тоже проявили свой небывалый героизм и терпение. Несмотря на то, что река постоянно обстреливалась противником, русские офицеры все равно умудрялись переплывать Днепр. Для этого они не всегда использовали лодки, но и доски, связки камышей, бревна и другое. Приказ был выполнен.
Банда Рокоссовского принимала участие в форсировании Днепра и освобождения Киева.
Банда Рокоссовского принимала участие в 1944 году в знаменитой операции «Багратион», в ходе которой немцы потерпели самое крупное свое поражение за всю войну. У 8-го штрафного батальона была своя задача. Нужно было взять высоту «Заозерную», с которой великолепно можно было просмотреть всю местность. Но там были немцы, и их нужно было выбить. 500 штрафников вступили в рукопашный бой с врагом. А через 40 мин высота была взята. В течение 3 дней «Заозерную» удерживали штрафники Рокоссовского. Ценой такого героизма стала гибель 450 русских офицеров.
Зимой 1944 года 8-й штрафной батальон сражался за освобождение небольшого городка Рогачев, находящегося на белорусской земле. На тот момент в подразделение было 850 штрафников. Были несколько человек, которые отлично знали эту местность. Рогачев был их родным городом. Действовали согласно разработанному плану командира штрафбата. Банде Рокоссовского удалось незаметно пройти мимо вражеских скоплений. Далее была перекрыта железная дорога, и развилка на Бобруйск и Жлобин.
Штрафникам Рокоссовского удалось обойти незаметно скопления противника и перекрыть развилку на Жлобин и Бобруйск.
Благодаря этому противник был лишен возможности к отступлению, и подкрепление они тоже не могли получить. Штрафники банды Рокоссовского для этой операции были неплохо оснащены продовольствием и оружием. Кроме того, им был выделен взвод пулеметчиков. Русские офицеры стояли на смерть ради выполнения приказа. Позже историки назвали Рогачевско-Жлобинскую операцию одну из самых тяжелых и кровопролитных за весь период войны. А генерал Рокоссовский, который на тот момент командовал армией, лично приезжал к своим штрафникам для поддержки и награждения за отвагу.
Рокоссовский лично приезжал под Рогачев, и награждал штрафников за героизм.
Свой боевой путь штрафники Рокоссовского начали с Курской битвы, и дошли до стен Рейхстага. Потери всегда здесь были большие. Из 800-1000 штрафников могло остаться 100-200. Тем не менее, 8-йштрафной батальон был образцовым показателем героизма и уважения на фронте.