Лишь в 1859 году феномен верно объяснил ирландский физик Джон Тиндаль, но лишь лорд Рэлей подробно его изучил несколько лет спустя и установил зависимость интенсивности рассеянного света от длины волны. Это понятие получило название Рэлеевское рассеивание.
За 70 лет до того, как Тиндаль и лорд Рэлей начали работать над этой задачей, женевский метеоролог Орас Бенедикт де Соссюр погрузился в нее с головой. Большой любитель горных походов, де Соссюр, которого многие считают основоположником альпинизма, придумал простой прибор для измерения под названием цианометр, который позволял определять ему степень голубизны неба.
Де Соссюр предполагал — и это было верное предположение, — что степень синевы зависит от количества висящих в воздухе частиц и водяного пара в атмосфере, которые он называл «непрозрачными испарениями».
У цианометра де Соссюра было 53 деления от белого до черного через разные оттенки синего, упорядоченные по кругу. Исследователь держал свой прибор на фоне неба, чтобы измерить его цвет над горами, и использовал эту информацию для предсказания погоды.
Через 227 лет словенский художник Мартин Брицель Барага (Martin Bricelj Baraga) установил в Любляне удивительный памятник как дань уважения цианометру де Соссюра. Скульптура в словенской столице — не просто памятник, а функционирующий научный инструмент с точностью, превосходящей оригинальный цианометр де Соссюра.
Цианометр из стекла и стали высотой 3,3 метра измеряет цвет неба и меняет собственный цвет, чтобы идеально соответствовать небесному голубому оттенку. Кроме того, здесь есть встроенный компьютер, который собирает информацию о качестве воздуха из базы данных онлайн и показывает степень загрязнения воздуха по цветовой шкале от красного до зеленого в режиме реального времени. Цианометр также периодически фотографирует небо и отправляет снимки в сетевую базу данных.
Цианометр в Любляне энергетически автономен, так как работает на солнечной энергии.