Голодомор в Бенгалии

вС миру по нитке / Золото

Голод Бенгалии 1943 года — это события в британской Бенгалии, во время которых от недоедания и болезней умерло по разным оценкам от 1,5 до 4 миллионов человек из 60,3 миллионов населения.

В 1943 году провинция Бенгалия на северо-востоке Индии, входившая тогда в состав Британской Империи, переживала чудовищный голод, вызванный оккупацией Бирмы годом ранее. Считается, что тогда погибли по меньшей мере 3 миллиона человек. И действия – или бездействие – Черчилля в то время вызывают мощную волну критики.

Непосредственной причиной голода стало сокращение продовольствия, при некотором увеличением спроса. В период Второй мировой войны в Бенгалии выращивали три основные культуры риса: «аман», заготовляемый зимой, «аус», заготовляемый осенью, и «боро» — собираемый в весенний период.

На долю амана приходилось около 70% общего объема производства риса, но зимний циклон 1942 года уничтожил большую часть этой культуры в южных прибрежных районах, а последующие чрезмерные дожди и наводнения нанесли еще больший урон. Всего пострадало 3 200 квадратных миль земли, из которых 450 квадратных миль были сметены приливными волнами, а 400 квадратных миль пострадало от наводнения. Ещё больший урон нанес грибок, уничтожив от 50% до 90% некоторых сортов риса.

В то же время японская оккупация Бирмы исключила возможность импорта риса, на долю которого приходилось около 20% бенгальского рынка. Оккупация Бирмы также вызвала всплеск цен на рис, поскольку спекулянты начали скупать бенгальский урожай. Стоимость риса выросла почти в три раза за шесть месяцев после декабря 1942 года. Паника по поводу дефицита риса только заставила расти цены дальше. Однако анализ статистики показывает, что уровень доступности риса был только на 5% ниже по сравнению с предыдущим годом и на 13% выше чем в 1941 году. Кроме того, увеличение экспорта пшеницы скомпенсировало уменьшение урожая риса, поэтому в 1943 году в Бенгалии не было реальной нехватки продовольствия.

Цены же поднялись из-за слухов о нехватке риса, а не из-за самого неурожая, голод вызвали рыночные спекуляции

В качестве одной из причин голода часто называются действия британской администрации. За первые семь месяцев 1943 года из голодающей Бенгалии было вывезено 80 000 тонн продовольственного зерна. Власти, опасавшиеся вторжения японцев, применяли тактику выжженной земли. В частности были конфискованы все лодки, способные перевозить более 10 человек (всего 66 500 судов). Это нарушило систему внутреннего водного транспорта, поскольку жители использовали лодки для ловли рыбы и доставки продуктов на рынки. Индийский экономист Амартия Сен утверждает, что голод в Бенгалии был вызван экономическим бумом в городах, который поднял цены на продукты питания и тем самым обрёк миллионы сельских тружеников, чей доход остался неизменным, на голодную смерть. Британское правительство могло помочь колонии продовольственной помощью, но по мнению Сена, оно было мало заинтересовано в помощи бедным слоям населения.

Это так сказать малоприятная иллюстрация к известному мифу о том, что смертность от голода в XX веке была "достижением" Российской Империи и СССР.

До Бенгальского голодного мора 1943 г. на протяжении 40 лет в Индии не было голода. Действительно, британцы с гордостью указывали на тот факт, что одним из триумфов правительства стало искоренение голода на территории Индии.

Но в 1943 г. сочетание природных и социальных факторов изменило ситуацию к худшему.

Предпосылки, вызванные войной, стали проявляться с 15 января 1942 г., когда японцы захватили Сингапур. Это стало одной из самых крупных побед японцев во Второй мировой войне. Вслед за этим они вторглись на территорию Бирмы и в течение двух месяцев оккупировали ее. Тысячи беженцев из Бирмы потянулись в Бенгалию через Ассам и Читтагонг. Они несли с собой не только жуткие истории о зверствах, но и вирулентную форму малярии.

В любой момент ожидали вторжения японцев в Бенгалию, но этого не случилось. Однако опасное присутствие японцев на границе северо-восточной Индии с этого времени и до конца войны в августе 1945 г. не уменьшало напряженности ожидания и постоянной готовности ко вторжению.

Два мероприятия по такой подготовке в 1942 г. положили начало голодному мору. Во-первых, в качестве крайней меры в условиях сложившейся ситуации запасы очищенного и неочищенного риса были вывезены из прибрежных районов дельты, куда вторжение японцев считалось наиболее вероятным. Вместо того, чтобы отложить рис для будущих нужд населения Бенгалии, его распределили в Калькутте.

Во-вторых, чтобы поставить в безвыходное положение японских оккупантов в случае их вторжения, было решено убрать из этой зоны все лодки вместимостью более 10 человек.

Эти опрометчивые решения индийского правительства усугубили сложившиеся в Бенгалии обстоятельства. В 1941 г. там был получен бедный урожай риса, в следующем году ливневые дожди и увеличение экспорта еще в большей степени ослабили снабжение провинции рисом. 11 октября 1942 г. над западными районами дельты пронесся тайфун, сопровождаемый тремя приливными волнами. Более 5000 квадратных километров территории провинции были опустошены; погибли люди, урожай риса и его запасы были уничтожены. Даже в районах, удаленных от побережья, уровень воды в реках значительно поднялся. Наводнение захватило территорию около 650 квадратных километров.

Все это послужило причиной повышения цен на рис, который является основой индийской кухни, на него приходится 80 процентов потребляемых населением Бенгалии калорий.

Цена риса в январе 1942 г. составляла 6 рупий за один монд (мера веса равная 37,1 кг), в июне того же года она подскочила до 40 рупий. Считается, что к концу 1943 г. от перепродажи риса была получена огромная прибыль, достигшая примерно 24 миллионов долларов.

Для населения результат оказался очень печальным. К июню 1943 г. цена на рис стала недосягаемой для большинства бедняков. Безземельные крестьяне, мелкие лавочники, ткачи и ремесленники были вынуждены продавать за бесценок своим наиболее удачливым соседям домашний скарб, украшения, инструменты, одежду. Продавали даже двери и окна своих жилищ. Постепенно их урезанный рацион стал еще меньше. Та часть населения, которая была в состоянии скупать рис, стала получать колоссальную прибыль.

К маю в 6 районах дельты от голода умирало все больше и больше людей, особенно в Читтагонге. В июне смертность в два раза превысила средний пятилетний уровень, а в июле - в 3-4 раза уровень, характерный для июня.

До августа, когда тысячи людей стали перемещаться в города, гонимые слухами о возможности получить пищу, администрация Калькутты оставалась равнодушной к трагической ситуации. Это была тихая армия просящих милостыню. Многие из них умирали на улицах возле запертых амбаров, где хранился тот самый рис, который мог спасти их от голодной смерти. Умирали в основном бедняки, привыкшие безропотно переносить несчастья. К тому времени, когда они достигали Калькутты, большая их часть уже впадала в состояние апатии, характерное для умирающих от голода.

Автор книги «Победа над голодом» У. К. Эйкройд, который являлся членом национальной комиссии по расследованию причин голода, назначенной в июле 1944 г. правительством Индии, описывал в своей работе сцены в удаленных районах:

«В августе я проезжал по железной дороге от Мадраса до Калькутты... Обычно на пути следования Мадрас-Калькутта на станции Кхарагпур, что в 50 километрах от Калькутты, к поезду цепляли вагон-ресторан, чтобы обеспечивать завтраками пассажиров 1-го и 2-го классов. Я в благодушном настроении вышел из купе и в предвкушении плотного завтрака направился в вагон-ресторан. Вся платформа кишела изможденными, высохшими людьми всех возрастов и обоего пола, надеявшимися сесть на поезд, следовавший в Калькутту. Многие из них еле передвигались. Я запомнил только блеющий, скулящий звук, что издавала толпа страдающих от голода людей, выражавший мольбу и безысходность... Завтрак не лез мне в горло, и я вернулся в купе».

Уровень смертности от голода достиг пика в декабре 1943 г. Если в начале года люди гибли в основном от голода, то позже причиной смерти стали сопутствующие заболевания вроде ветряной оспы, холеры, малярии.

Правительство Бенгалии пыталось остановить волну смертей, но его методы были слишком слабыми, к тому же предпринятыми с большим опозданием. Кроме того, усилия в обстановке ожидания военных действий были рассредоточенными. Сказалась необходимость прокормить фабричных рабочих, производящих продукцию для армии, чтобы защитить Индию от вторжения японцев, которое так и не произошло. Так, из 260 000 тонн риса, закупленного государством по бешеным ценам у процветающих дельцов, 140 000 тонн пошло для нужд Калькутты и 65 000 тонн было отправлено в сельские районы Бенгалии, где тоже начался жестокий голод.

И только завершение войны положило ему конец. Комиссия по расследованию причин голода определила, что его жертвами стали 1,5 миллиона человек, хотя эта цифра была значительно занижена. Эйкройд писал: «Каждый раз, когда мне на глаза попадается историческая цифра 1,5 миллиона, я вспоминаю обстоятельства, послужившие ее причиной. Теперь я считаю, что она сильно занижена, тем более, что никто не считал количество погибших на дорогах. В то же время число жертв голода не достигло 3-4 миллионов, как заявляли некоторые критики работы комиссии. Но и самая низкая цифра уже достаточно трагична».

Мадхусри Мукерджи, автор работы "Секретная война Черчилля", утверждает, что, отказывая удовлетворять потребности Индии в пшенице, Черчилль продолжал настаивать на продолжении экспорта ею риса. "Руководство Британии приказало накапливать пшеницу для пропитания мирных европейцев после того, как они будут освобождены. И таким образом 170 тысяч тонн австралийской пшеницы прошли мимо голодавшей Индии – при том, что предназначалась она не для потребления, а для хранения", - рассказала Мукерджи после выхода ее книги в 2010 году.
Черчилль, кажется, даже обвинил в голоде самих индийцев, заявив, что они плодятся, как кролики. "Это одно из худших пятен в его биографии", - признает Той. "Черчилль считал это отвлечением внимания, - поясняет он. – Занятый войной против Германии в Европе, Черчилль не захотел отвлекаться на этот вопрос, когда о нем заговорили".

"У нас такое представление о Черчилле, что он был дальнозорким и прозорливым, - говорит Чармли. – Но то, как он поступил в случае с голодом в Бенгалии, показывает, что он ни на йоту не продвинулся со времен ирландского голода веком ранее".

Это была ужасная трагедия, но ее следует воспринимать в контексте мировой войны, говорит Аллен Паквуд, директор архивного центра Черчилля. "Черчилль в этот момент был вовлечен в глобальную войну, и тут постоянно возникают проблемы расстановки приоритетов и требований, - объясняет он. – Это невероятно сложная и постоянно развивающаяся ситуация, и он не может все и всегда делать правильно".
Артур Герман, автор книги "Ганди и Черчилль", утверждал, что без Черчилля последствия голода оказались бы еще более трагичными. Когда до него, наконец, дошли масштабы бедствия, "Черчилль и его кабинет использовали любую возможность для облегчения страданий людей, не нанося при этом ущерб действиям на войне", писал Герман.

Здесь, отмечает Той, дал сбой механизм расстановки приоритетов. Да, ресурсы Британии были растянуты до предела, но это – плохое оправдание, поскольку решение проблемы голода потребовало бы относительно небольших усилий.



Комментарии (0)
Добавить комментарий
Прокомментировать
vk odnoklassniki facebook mailru google yandex

Войти через:
vk odnoklassniki facebook mailru google yandex