Рядом археологи обнаружили второе захоронение - хорошо сохранившийся скелет лошади. В раскопках были также найдены монеты денье турнуа (франц. denier tournois – турский денье) - французский тип денария, чеканенный Филиппом II Августом (1180-1223), а также монеты чеканки герцогства Аквитании с именем Ричарда, что позволяет предположить, что найденные доспехи относятся к периоду правления Ричарда I Львиное Сердце (1189-1199гг.).
Приведем выдержку из одной такой статьи:
"В 2008 году учёным из бристольского университета во главе с профессором Джоном Уильямсом, доктором археологии, удалось договориться с правительством Франции о возобновлении раскопок на территории замка Гайар во Франции. Найденное захоронение оказалось уникальным и привлекло к себе внимание специалистов из разных стран: археологов, историков и даже инженеров....
Каково же было изумление археологов, когда бережно извлеченные фрагменты удалось очистить от многовековых наслоений грунта и рассмотреть подробнее. Без сомнения, это были детали пролежавшего в земле почти 900 лет, рыцарского велосипеда!
Интересно также было понять технологию изготовления каждого элемента этого рыцарь-велосипеда.
Рама максимально облегчена и имеет перегородчатую структуру, наподобие крыла самолёта: стальные прутья идущие вдоль рамы прикреплены к поперечным подковообразным пластинам. Снаружи рама обшита элементами рыцарских доспехов, в частности, использованы наручи (Bracer) и наплечники (Pauldron) скреплённые между собой круглыми заклёпками. Передняя вилка и задняя часть рамы - цельнокованые и обшиты снаружи (Greav) наголенниками. Вынос руля и сам руль сделаны из рукояток мечей. Части лезвий мечей (видимо пришедших в негодность на полях битв) были использованы, как жесткие профили для усиления прочности конструкции. Седло крепилось с помощью восьми кованных металлических дуг, которые служили своеобразными амортизаторами во время езды. В отделке седла использовались кожа и ткань, остатки которых найдены при раскопках. На раме в качестве ёмкости для воды был закреплен рог с металлической крышкой.
Особого внимания достойны колёса этого чудо-велосипеда. Чтобы уменьшить тряску во время движения , на металлические обода наматывали конский волос, затем оборачивали по-окружности лентами из грубой кожи и лишь после этого в колесо монтировались массивные с гравированным узором железные спицы, а снаружи обод обшивался металлическими пластинами, которые могли сдвигаться относительно друг друга в процессе качения. Колеса надёжно защищали «кожухи-крылья» сделанные из частей кирас и латных перчаток.
В качестве источника указывают статью Сэнди Коллинз (Sandy Collins) из журнала "Scientific Archavelogy" (№ 5 2009 г.) в переводе Бориса Индрикова.
При этом считается, что позднее на разных полотнах того времени также были обнаружены изображения велосипедов, хоть и немного другого вида.
Действительно, удивительное открытие, ведь только в 1817 году немецкий профессор барон Карл фон Дрез из Карлсруэ создал первый двухколёсный самокат, который он назвал "машиной для бега" (Laufmaschine). А первый велосипед, похожий на используемые в наши дни, был сделан в 1884 году английским изобретателем Джоном Кемпом. Неужели велосипед был изобретен на семь веков раньше? Давайте разберемся.
Конечно, фотография археолога за работой вызывает сомнения в подлинности, но для начала необходимо найти статью в журнале, на которую ссылается большинство источников и сам переводчик. Однако найти ее нам не удалось - ни статью, ни сам журнал. В первую очередь это случилось потому, что в названии журнала "Scientific Archavelogy" была сделана ошибка. Вместо "Archaeology" было написано "Archavelogy", и такого журнала не существует, хоть его название и напоминает наименование настоящего научного издания.
Как оказалось, "переводчик" намеренно исказил название журнала. Борис Индриков, "переводивший" эту статью, - художник. Родился в 1967 году в Ленинграде, живет и работает в Москве. С 1991 по 1997 годы занимался книжной графикой и работал художником-иллюстратором в научно-популярном журнале "Химия и Жизнь". С 1998 года член Творческого Союза Художников России и Международной Федерации художников при ЮНЕСКО. В настоящее время занимается живописью, графическим дизайном и малыми формами пластики. Главное направление творчества - фантастический реализм. Картины Бориса Индрикова отличаются причудливым сочетанием ар-нуво, сюрреализма и фантастического реализма.
Как вы уже, наверное, догадались, все эти "велосипеды" нарисовал сам Борис Индриков. Они были им выполнены в рамках проекта "VELIKIE VELIKI", организованного при поддержке Музейного центра РГГУ и при участии почетных выпускников университета Юрия Габрова и Олега Кормышева. Каждый из этих велосипедов назван в честь какого-то исторического лица или художника. Об этом он подробно рассказывает не только в многочисленных интервью, но и в своем блоге.
Например, приведем отрывок статьи "УДАРИМ VELIKAMI ПО ФАЛЬСИФИКАЦИИ!" из газеты АУДИТОРИЯ №70 (ИЮНЬ) за авторством Георгия Кутырева:
Открытие выставки Бориса Индрикова состоялось 17 мая в Музейном центре РГГУ. День выбран не случайно: 17 мая 1991 года музыкант Сергей Курехин в программе ленинградского телевидения «Пятое колесо» изложил сюжет-мистификацию о Владимире Ленине, который из-за употребления галлюциногенных грибов сам стал представителем этого царства. Остроумные примеры и цитаты были умело скроены в абсурдистскую теорию «Ленин - гриб», при всей эпатажности звучавшую весьма правдоподобно.
«Velikie Veliki» - это проект, эпатирующий зрителя, заставляющий усомниться в истинности своих знаний об истории самого простого изобретения - велосипеда. Леонардо да Винчи или его ученик Джан Джакомо Капротти, крепостной крестьянин Артамонов или Орден рыцарей «Солнца и Луны» - кто был изобретателем двухколесного чуда?
Выставка не только погружает в мир эстетики позднего средневековья, но и заставляет задуматься над проблемами демаркации поля науки и псевдонауки: нужно ли слепо верить теориям и открытиям, транслирующимся в СМИ, где главным методом является безапелляционность суждения, придающая видимость достоверности чему угодно. «Velikie Veliki» служат оригинальным художественным ответом на этот вопрос.
Ровно через год после запуска проекта Борис Индриков опубликовал в своем блоге детальную информацию о случившемся. По его словам, изначальная "статья-перевод" и задумывалась, как "увесистый булыжничек в огород, перепаханный и унавоженный авторами всякой лженаучной макулатуры, от которой трещат полки наших книжных магазинов".
Хоть Борис Индриков уже в 2010 году сам публично признался в мистификации, нам информация о велосипедах рыцарей попадалась и от 2016 года. Это, прежде всего, подборки "Самые убедительные доказательства путешествий во времени", аналогичные им видео и статьи. В них часто идут рассуждения о теориях заговоров, в которых предполагается, что кто-то и зачем-то скрывал информацию о подобном изобретении целых семь столетий, или же о таинственном механике из двадцатого или двадцать первого века, неизвестно как попавшего в прошлое. Эти "находки" даже связывают с пришельцами, подарившими древним рыцарям технологию велосипедостроения во время одного из своих визитов на Землю.
Вероятно, распространению этой истории в значительной мере способствовали публикации в уважаемых журналах, таких как "Химия и Жизнь" (№ 9 за 2009 год)
Статью эту по просьбе Бориса Индрикова выпустили его друзья, работающие в редакции журнала, и это печалит. Понятно, что человек должен иметь голову на плечах и мыслить самостоятельно. Посыл художника совершенно ясен и правилен, однако в современном объеме информации обычному человеку ориентироваться довольно тяжело. И совершенно не удивительно, что нашлись люди, поверившие шуточной статье в уважаемом журнале, люди, которые не заметили ошибки в названии "источника". Мало того, многие из поверивших в эту историю и вовсе не видели оригинальную статью, прочитав лишь ее упоминание на стороннем ресурсе. Целый год после публикации не было опровержения от автора, и истинную информацию негде было найти, оставалось лишь верить собственным подозрениям о том, что "что-то здесь не чисто".
Я же решил заострить внимание на этой старой новости, чтобы снова напомнить людям, что велосипеды 12 века - это всего лишь шутка художника; о том, что существуют фальсификаторы, которые пока еще не признались (а может быть, и не сознаются никогда); а также о том, что даже уважаемые издания могут опубликовать обман под видом научно-популярной статьи."