Известны два вида «дьявольского ветра»: когда из пушки выстреливалось ядро и когда приговорённый убивался холостым зарядом пороха. В первом случае смерть наступала почти мгновенно, во втором – казнённый с перебитым позвоночником и развороченными внутренностями мог ещё какое-то время агонизировать. В обоих случаях тело казнённого представляло собой кровавое месиво с отделёнными от туловища конечностями, а то и головой. При казни с помощью ядра головы гарантированно отрываются от тела и, по описанию русского художника Василия Верещагина, «спирально летят кверху».
Верещагин в 1884 году написал картину «Подавление индийского восстания англичанами». Путешествуя по странам Азии, живописец узнал, как британские оккупационные войска казнили участников мятежного движения сипаев.
В книге «Скобелев. Русско-турецкая война 1877-1878 гг. в воспоминаниях В.В. Верещагина» (Москва, 2007 год) приведены слова художника: «Повторяю, все делается методично, по-хорошему: пушки, сколько их случится числом, выстраиваются в ряд, к каждому дулу, не торопясь, подводят и привязывают за локти по одному более или менее преступному индийскому гражданину, разных возрастов, профессий и каст, и затем по команде все орудия стреляют разом».
Такая казнь должна была запугать жителей Индии: по их верованиям, разрушение физического тела усложняет душе казненного существование в загробном мире.
Расстрелы из пушек практиковались индусами до прихода колонизаторов. Есть свидетельства, что данный вид казни не был введён англичанами в Индии, но лишь позаимствован ими у самих индийцев. Он был впервые применён ещё в 1526 году при завоевании Индии войском султана Бабура, основавшего династию Великих Моголов. В дальнейшем сами индийцы неоднократно казнили так своих врагов: как пленных в войнах, так и государственных преступников, заговорщиков и т.д.
От индийцев эти казни переняли первые европейские колонизаторы Индостана: португальцы и французы. Первое применение расстрела из пушек в колониях британской Отс-Индской компании относится к 1761 году. Таким образом, во время подавления восстания сипаев данная казнь не была изобретена. Она лишь стала, благодаря своему массовому применению (из-за масштаба самого восстания), широко известной, главным образом – европейской публике, ранее ничего о ней не знавшей.
Впрочем, палачам тоже было неспокойно. Чтобы пороховой заряд взорвался, необходимо поджечь фитиль, стоя прямо рядом с пушкой, которая вот-вот выстрелит. Надо ли говорить, что такая физическая реакция нестабильна, ведь иногда сами артиллерийские орудия могли взорваться, ранив или убив палачей.