Абсолютно реальная и жуткая история из послевоенного Омска, которую потом несколько поколений шепотом пересказывало друг другу. Началось с того, что в 1946 году в городе начали бесследно исчезать дети. Пошли слухи про вампиров, а за ними всякие кошмары, что вроде детей крадут ради мяса, которое потом оказывается в пирожках на рынке. Но на самом деле всё было не совсем так. Да, детей воровали и убивали, а их тела были обескровлены.
В 1946 году жительница Омска Пелагея Беляева и ее 18-летний сын Анатолий Воробьёв (Косой) организовали банду. В состав группировки вошли подростки-беспризорники, которые убивали сверстников ради одежды и обуви. Самой младшей их жертве было всего девять лет. У всех преступлений была одна особенность: тела жертв находили полностью обескровленными, из-за чего по Омску поползли слухи, что детей убивают вампиры.
Когда юный беспризорник вместе с новым знакомым пришел в березовую рощу за Кордной фабрикой, то сразу понял: дело плохо. Подросток увидел свежевырытую яму, похожую на могилу, вокруг которой стояли хмурые молодые люди. «Надо бежать», — мелькнуло у него в голове. Но тут беспризорник увидел скромно одетую женщину средних лет, которая ласково ему улыбнулась.
Он замешкался — и это промедление стало роковым. Не успел он моргнуть, как сзади кто-то накинул ему на шею проволочную удавку и стал душить. А женщина, которая еще недавно улыбалась, резко изменилась в лице, бросилась к нему и зажала рот, чтобы никто не услышал его криков. Остальные собравшиеся держали мальчика за руки и ноги, пока тот не перестал дергаться. Беспризорник стал первой жертвой банды Косого.
Будущий главарь банды Анатолий Воробьев (Косой) родился в 1928 году в деревне Зудилово Большеуковского района Омской области. Своего отца он не знал: по одним данным, тот ушел из семьи, по другим — погиб. С раннего детства Анатолий промышлял воровством и к 18 годам успел не раз побывать за решеткой.
Вернувшись в Омск в 1946 году, Воробьев стал думать, как заработать на жизнь себе и матери, 40-летней дочери кулака Пелагее Беляевой. Работая уборщицей, она получала гроши и одна воспитывала 11-летнюю сестру Анатолия. Именно Пелагея сообщила сыну, что в городе после войны возник острый дефицит одежды и обуви.
На барахолках эти товары сметали за любые деньги, причем особенно не хватало детских вещей — именно их добычей и решил заняться Воробьев. Сначала он хотел просто отнимать у детей одежду, но Пелагея сразу отмела эту идею. Дело в том, что в детстве Воробьеву повредили в драке правый глаз, из-за чего он на всю жизнь стал косым.
Эта особенность делала внешность Анатолия очень приметной, что грозило ему быстрой поимкой. Поэтому Беляева предложила сыну не оставлять свидетелей, а убивать их. По другим данным, услышав от матери, что после обращения детей в милицию его быстро найдут, Анатолий сам решил расправляться с жертвами.
Банду Воробьев организовал из своих приятелей — 16-летнего Александра Рудских, 18-летних Александра Фатеева и Аркадия Королева. 20 октября 1946 года Королев нашел первую жертву: познакомился на городской улице с 11-летним беспризорником, заболтал и привел в условленное место — березовую рощу за местной Кордной фабрикой, где вместе с сообщниками расправился с мальчиком.
Убив беспризорника, бандиты стали раздевать его. Происходящее очень испугало Фатеева, что не ускользнуло от внимания Пелагеи. Она намекнула Александру, что попытка выйти из игры обернется для него смертью, а затем отправила на поиски новой жертвы.
Тот беспрекословно подчинился и вскоре встретил 11-летнего Владимира Цыруля, который попросил у Фатеева хлеба. В ответ Александр сказал, что знает место, где можно найти клад, и под этим предлогом привел подростка в ту же березовую рощу. Там Цыруля задушили, раздели, сбросили в могилу к первой жертве, а потом закопали.
Детскую одежду продали на рынке. Выручка оказалась довольно скромной, но убийцам ее хватило.
Между тем Беляева, понаблюдав за реакцией Фатеева на второе убийство, решила, что он не годится для таких преступлений. Убивать его бандиты не стали, прекрасно понимая: с кровью на руках Александр в милицию не пойдет.
Вскоре место изгнанного Фатеева в банде занял 12-летний уроженец подмосковного Талдома, беспризорник Константин Зотов. Затем в шайку Косого вошли еще десять участников, в основном подростки 12-16 лет. Спустя две недели после первых убийств Беляева предложила сыну возобновить кровавый промысел.
С новичками в банде не уверенная в них Пелагея не общалась — малолетние разбойники считали своим главарем Воробьева. Вскоре они нашли идеальное место для своих преступлений: омский кинотеатр «Гигант» на Партизанской улице, вокруг которого постоянно крутились дети, мечтающие посмотреть кино.
Один из бандитов знал потайной лаз, ведущий на чердак «Гиганта» — просторное помещение, пол которого был усыпан толстым слоем опилок. Вскоре этот чердак стал местом, где творились очень страшные вещи.
Схема преступлений была четко продумана: один из бандитов (чаще всего это был Рудских) выбирал в толпе мальчика или девочку, чья одежда казалась ему наиболее ценной, и предлагал ребенку посмотреть фильм бесплатно — пробраться в кинозал через потайной ход.
Дети с радостью отзывались на это, не подозревая, что их ждет. 7 ноября 1946 года Рудских заманил на чердак кинотеатра первую жертву. Девятилетний мальчик даже не успел понять, что происходит, как Воробьев накинул ему на шею удавку.
Задушив ребенка и размозжив ему голову обрезком трубы, убийцы сняли с него одежду, а тело засыпали опилками
За следующие десять дней бандиты заманили на чердак еще семерых подростков 12-15 лет. Их душили и добивали ударами по голове — трубой или палкой с набалдашником, утыканным гвоздями. При этом били максимально аккуратно, чтобы не испачкать кровью одежду. А тела несчастных хоронили под слоем опилок.
Промышляла банда и в других местах, и дети всякий раз шли за убийцами, обещавшими им трофейные вещи или шоколадку. Еще пять жертв 9-16 лет убили на чердаке четырехэтажного жилого дома на улице Короленко, а затем сбросили их тела в прорубь на Иртыше, привязав к ногам тяжелый груз.
Но не все убитые дети и подростки были беспризорниками: родители, чьи сыновья и дочери вечером не вернулись домой, обращались с заявлениями в милицию. Правда, стражи порядка особо на это не реагировали: в то время дети нередко сбегали из дома, поэтому встревоженным родителям просто советовали ждать, когда беглецы вернутся.
Однако такой совет не устроил жену начальника одного из крупных заводов: ее сын пропал после утреннего похода в «Гигант»
Женщина убедила оперативников, что пропавший был тихим и домашним ребенком, который никак не мог сбежать. Впрочем, все попытки найти его оказались тщетными: домой он так и не вернулся, как и другие пропавшие дети.
По Омску поползли страшные слухи, родители старались не отпускать своих детей одних на улицу, и даже беспризорники стали куда осторожнее, заговаривая с незнакомцами.
Наблюдая за обстановкой в Омске, хитрая Пелагея Беляева приказала сыну временно прекратить промысел и залечь на дно. Но это не спасло банду Воробьева от краха. В конце 1946 года ее 12-летний участник Юрий Ильиных (Рыжий) пьянствовал в одном из трактиров Омска.
Спиртное развязало подростку язык: он стал хвастать случайным собутыльникам, что убивает детей и продает их одежду.
В какой-то момент Ильиных обмолвился о телах, спрятанных на чердаке «Гиганта»: случайно услышавшая об этом буфетчица кинулась в милицию
Оперативники решили осмотреть чердак, но не увидели там ничего интересного, а специфический запах их почему-то не насторожил. Итогом осмотра стала милицейская отписка о том, что никаких детских тел в «Гиганте» нет. Впрочем, жители Омска, до которых молва быстро донесла слова Ильиных, почти перестали ходить в кинотеатр с дурной славой.
Недовольный этим заместитель директора «Гиганта» Боягин решил покончить со слухами и лично осмотреть чердак. Он оказался куда внимательнее милиционеров и с ужасом нашел под слоем опилок три обезображенных детских тела. Еще десять тел обнаружили прибывшие по вызову Боягина и изучившие каждый сантиметр чердака милиционеры.
Тела под покровом ночи достали с чердака пожарные, после чего их увезли в городской морг. По некоторым данным, эксперты установили, что после смерти все дети были обескровлены. Позже выяснилось, что убийцы специально спускали жертвам кровь, так как, по их мнению, это замедляло процесс разложения и появление трупного запаха.
Эта информация быстро распространилась по городу, породив среди омичей панические слухи о том, что в городе орудует вампир или даже целая банда вампиров. Впрочем, милиционеры решили искать не мифических упырей, а вполне реальных убийц.
За расследование дела взялся опытный следователь Яков Злацовский
Уже 4 января 1947 были задержаны первые три разбойника — Константин Зотов, Юрий Ильиных и главарь банды Анатолий Воробьев. Испуганный перспективой расстрела, Косой стал каяться во всех преступлениях и сдавать следователям своих подельников одного за другим. 22 января оперативники задержали последнего участника «вампирской» банды.
Среди задержанных не было только Пелагеи Беляевой — на допросах Воробьев и другие разбойники умолчали о своей «атаманше». Но от наказания женщина все-таки не ушла. Пытаясь сбыть оставшиеся у нее детских вещи, Пелагея обратилась к знакомому Ивану Горьеву и попросила за вознаграждение помочь с продажей одежды.
Горьев осмотрел вещи, подумал и от сделки отказался. Каково же было его удивление, когда в объявлении о розыске ребенка, пропавшего несколько месяцев назад, он узнал в описании ту одежду, которую приносила ему Беляева! Об этом Горьев тут же сообщил в милицию, и Беляеву задержали.
К моменту ликвидации банды ее члены успели расправиться с 20 детьми и подростками в возрасте от 9 до 16 лет
Не исключено, что жертв было больше: к примеру, в ноябре 1946 года в Омске, примерно в те же дни, когда были задушены первые два беспризорника, бесследно исчез 11-летний Александр Иванов..
Однако пятеро разбойников, входившие в первый состав банды, от причастности к убийству Иванова категорически открещивались. Приговор суда в марте 1947 года был суров: десятерых бандитов ожидал расстрел, еще шестеро получили по десять лет лагерей.
К слову, среди получивших «вышку» был и давно отошедший от дел Александр Фатеев. Два убийства, к которым он был причастен, сломали его морально — он единственный из всех осужденных отказался подавать прошение о помиловании и был расстрелян.
Остальные осужденные, включая Воробьева и Беляеву, подали прошения о помиловании, рассмотрение которых заняло некоторое время. В этот период был введен мораторий на смертную казнь от 1947 года: высшую меру заменили на 25 лет лагерей. В результате большинство участников банды Косого избежали расстрела.
После того как Пелагея отправилась по этапу, ее 11-летнюю дочь определили в детдом. Как впоследствии сложилась судьба Беляевой, ее сына и других участников банды — неизвестно.
По некоторым данным, Анатолий Воробьев дожил до 1994 года и скончался в возрасте 66 лет. Говорят, что в 90-х годах его видели на улицах города.
Что касается кинотеатра «Гигант», то вскоре после обнаружения детских трупов на его чердаке он был закрыт. Есть сведения, что пустующее здание кинотеатра снесли в 1952 году. Другие источники утверждают, что еще в 1947 году «Гигант» сожгли дотла местные жители. Они верили в то, что на чердаке кинотеатра живут вампиры, а потому решили навсегда уничтожить это проклятое место.