В ноябре 2017 года, со дна Волги, был поднят советский бронекатер БК-31, который затонул у острова Голодный во время боевых действий в годы Великой Отечественной войны. Если судьба бронированного катера приобрела второе дыхание — его отреставрировали и водрузили на постамент, то судьба экипажа этого катера неоднозначна.
БК-31 — бронированный катер серии С-40 Волжской флотилии. Судно обладало размером 26,5 х 3,9 х 0,5 м, водоизмещением 31,9 т., имело скорость 19 узлов, было вооружено пушкой 76,2 мм «Ф-34» на базе танковой башни и тремя пулеметами калибра 7,62 мм. Катеров этого проекта было изготовлено 7 штук.
В настоящее время это единственный бронекатер, доживший до наших дней.
Согласно архивным данным, на борту бронекатера БК-31 Волжской военной флотилии находился экипаж в составе 13 человек под командованием младшего лейтенанта Павла Никитина (его останки водолазами были найдены в рубке перед подъемом судна).
На борту поднятого катера были обнаружены ложки, бритва, часы с надписями: Константин Малетин 1925 г.р, Иван Драган 1914 г.р, Худенко, Гайдышев и Кульков (или Куликов). Найденные капсулы-медальоны оказались без вкладышей.
Помимо этого на борту было обнаружено 10 винтовок Мосина, 1 винтовка Токарева (СВТ), 9 автоматов ППШ, 1 пулемет, 70 гранат и около 20 тысяч патронов, 4 тротиловые шашки, револьвер системы Наган и пистолет ТТ, 140 снарядов. Часть оружия и боеприпасов оказались в идеальном состоянии, с некоторых прикладов даже не стерлось лаковое покрытие.
Пока ожидались ответы из архивов министерства Обороны МО РФ, исследователи-энтузиасты строили различные версии об участии катера в боевых действиях и судьбе его экипажа. Были найдены воспоминания немецкого артиллериста того времени, Виганта Вюстера, который утверждал, что этот катер постоянно досаждал немецким войскам, обстреливая позиции гитлеровцев из пушек, но был подбит прицельным огнем орудий его батареи.
Однако в самую свою последнюю боевую вахту бронекатер ВК-31 перевозил на левый берег Волги раненых красноармейцев, детей и женщин. Катер действительно сражался отважно, неоднократно подвергался вражеским обстрелам, получал пробоины (моряки заделывали их деревянными чопиками), но строй не покидал.
Чопики, которыми моряки латали пробоины в бортах катера.
Краснофлотцы из экипажа БК-31 были представлены к правительственным наградам, но 9 октября 1942 года, после обстрела гитлеровцами, потерял командира, управление (пробоины в районе кормы, рубки и машинного отделения) и сел на мель. Пять человек экипажа, согласно сводке, были ранены.
Все попытки моряков снять катер с мели оказались безрезультатными. Командованием флотилии, в ночь на 11 октября 1942 года, была запланирована спасательная операция по спасению БК-31 и людей, находящихся на нем, но как известно, катер затонул.
Бронекатер БК-31
Командование катером принял на себя политрук И.В. Пантелеев, который отдал приказ команде оставить катер и добираться до берега самостоятельно.
Но выяснилось, что еще до отдания этого приказа часть экипажа запаниковала. И комендор Гришин, рулевой Канцедалов и старшина группы мотористов Дмитриев бежали с катера, увлекая за собой остальную команду и бросив на борту раненых бойцов, женщин и детей.
Тем самым политрук Пантелеев, а также Гришин, Канцедалов, Дмитриев и остальные моряки команды, добравшиеся до берега, нарушили приказ И.В. Сталина №227 от 28 июля 1942 года, известный в войсках как "Ни шагу назад!". Военным трибуналом все участники корабельной команды, нарушившие приказ 227, военным трибуналом были приговорены к высшей мере наказания — расстрелу.
После построения обвиняемых перед строем и расстрельной командой, при зачитывании приговора, политруку Пантелееву и части краснофлотцев, решением командования, приговор был изменен на отправку в 610-ю штрафную роту с убытием на фронт для искупления вины кровью.
В отношении Гришина, Канцедалова и Дмитриева приговор изменен не был и приведен в исполнение 12 октября 1942 года на месте. О судьбе женщин, детей, находившихся на катере 9 октября 1942 года, ничего не известно.