В Израиле есть негласный запрет, причем такой серьёзный, что его можно приравнять к официальному. В этой стране не слушают музыку Вагнера и стараются её не исполнять. «Как же так? – спросите вы, – Ведь с творчеством этого композитора в России и в других странах знакомят детей на уроках музыки, его произведения исполняют на концертах, да и вообще – композитор-то известный не менее, чем Шопен, Моцарт и Лист. Хотя, возможно, о причине нелюбви к Вагнеру именно в Израиле вы догадались? Впрочем, расскажем об этом подробнее.
Жил с еврейкой, но был антисемитом
Немецкий композитор и дирижер Рихард Вагнер прожил довольно долгую жизнь, он оказал большое влияние на развитие симфонического жанра и оперы, он был новатором и творческим ориентиром для многих музыкантов. Однако запомнился он не только этим. Дело в том, что Вагнер был ярым антисемитом.
Считается, что ненавистником евреев композитор стал после смерти первой супруги, Минны, которая по национальности была именно еврейкой. Неясно, почему это произошло именно тогда, но известно, что Минна была женщиной с сильным, доминирующим характером и в своем творчестве композитор часто считался с ее мнением и следовал ее советам. Она была старше его на три года, они прожили вместе тридцать лет, но вот по поводу того, счастливы ли были в браке, историки до сих пор спорят.
Кстати, в архивных данных есть показательный факт. Пес композитора был похоронен рядом с его женой, и как-то после похода на кладбище Вагнер написал в своих заметках: «Сходил на могилу навестить собаку». Показательно, правда?
Свою нелюбовь к евреям Рихард Вагнер демонстрировал публично и обосновывал так красноречиво и образно, что его философская концепция оказала влияние на становление нацизма в Европе уже много лет спустя после его смерти.
Почему его называют учителем Гитлера
Не секрет, что Фридрих Ницше не раз упоминал в своих трудах о том, что восхищается Вагнером (они дружили), а Адольф Гитлер, родившийся уже после смерти композитора, его вообще боготворил.
В беседе с Ницше Вагнер как-то сказал, что немецкое государство не может быть спокойным до тех пор, пока не будет уничтожен последний еврей.
А в своих статьях, в том числе в знаменитой публикации о евреях в музыке, Вагнер заявлял, что язык представителей этого народа «нам противен» (видимо, считая, что его чувства разделяют большинство людей). Он называл его писклявым, скрипучим, «резко поражающим слух». А еще, по мнению композитора, язык евреев и его обороты делает их речь «невыразимо перепутанной болтовней». Такое отношение европейцев к ивриту, по мнению Вагнера, являлось главным доказательством того, «насколько чужды нам евреи». Отталкивающее впечатление, которое евреи якобы производят на окружающих, композитор считал «естественным» и имеющих глубокие корни.
В качестве примера, на который евреи должны ориентироваться, Вагнер приводил писателя и журналиста Бёрна, который, будучи представителем этой национальности, принял христианство. Подытоживая свои мысли, композитор-антисемит призывал евреев к «самоуничтожению», которое якобы их «спасет».
В своей самой известной статье, направленной против композиторов-евреев, Вагнер принижает их достижения в музыке. Особенно яро он нападает на Мейербера и Мендельсона (смерти последнего он впоследствии очень радовался).
Кстати, когда однажды король пожелал, чтобы на премьере у Вагнера оркестром руководил один из лучших дирижеров, который по национальности был еврей, композитор пришел в негодование и согласился на это только потому, что не мог перечить монарху.
Тем не менее, за пару лет до своей собственной смерти, на концерте в Байрёйте, Вагнеру все-таки пришлось дирижировать оркестром, исполняющем «Итальянскую симфонию» Мендельсона. Когда же его спросили, как же он при своих взглядах пошел на это, Вагнер все-таки признал, что Мендельсон великий композитор. Но тут же брезгливо добавил, что дирижировал в белых перчатках – «чтобы не прикасаться к партитуре».
А еще немецкий композитор был убежденным вегетарианцем (его примеру потом следовал и Гитлер), объясняя это тем, что «есть мясо призывал еврейский Бог».
Когда отменили Вагнера
Учитывая тот факт, что Гитлер не скрывал восхищения Вагнером, разделял его взгляды, называл его музыку своей религией и очень любил слушать его произведения, после Второй Мировой войны этого композитора стали называть вторым идеологом нацизма, считая, что ответственность за холокост посмертно лежит и на нём тоже. Да и сам Вагнер при жизни не раз признавал, что ему очень хотелось бы стать идеологом. Например, он однажды заявил, что его дирижерская палочка еще долго будет указывать последующим поколениям верный путь.
Зная эти факты (а евреям, конечно, хорошо известны знаменитые антисемиты), жители Израиля принципиально отказываются слушать музыку человека, который их ненавидел просто за то, что они евреи. Музыку немецкого композитора они перестали исполнять еще в конце 1930-х, когда государства Израиль еще не существовало, а данная территория принадлежала Палестине.
Конечно, нельзя говорить о том, что сто процентов жителей Израиля ненавидят музыку Вагнера. Есть и те, кому она нравится (правда, их немного). Так, например, поклонники творчества Вагнера даже открыли в стране что-то вроде фанатского клуба. В 2012 году они попытались организовать концерт – нашли музыкантов, дирижера и зал, в котором должны были прозвучать произведения их любимого композитора. Однако перед самым мероприятием его неожиданно отменили. Руководство зала пояснило, что якобы изначально не знало, музыка какого именно композитора будет звучать, но теперь, мол, не может допустить проведения такого концерта.
Еще ранее, в 2001 году, известный израильский дирижёр и пианист Даниэль Баренбойм исполнил увертюру из знаменитой оперы Вагнера «Тристан и Изольда». Это вызвало у его соотечественников бурю негодования. Резонанс был таким, что поступок музыканта даже обсуждали в кнессете (израильском парламенте).
Кстати, при жизни композитора среди поклонников его творчества было много евреев. И когда один из импресарио упрекнул Вагнера в антисемитизме, заметив, что именно евреи делают кассу на его концертах, музыкант самодовольно ответил: «Если любят, потерпят». Как показало время, терпение у евреев было не бесконечным.