
В серийное производство данный автовоз не запускался
В январе 1958 года, инженер НАМИ В.З. Баширов, автор первого советского полуприцепа-автовоза А-820, вышел с совещания у заместителя министра автомобильного транспорта и шоссейных дорог СССР С. Артемьева немало огорченным. Результаты испытаний его опытного автопоезда-автовоза, чему и было посвящено совещание, в целом были признаны неплохими, но в протоколе появились выводы о необходимости продолжить доводку конструкции и провести оценку себестоимости эксплуатации опытных образцов. Стало быть, серийное производство его детища в очередной раз откладывалось. Надо же, – сетовал Баширов, – окончанию работ по моей первой конструкции помешала война, а теперь, видишь ли, перевозки недостаточно эффективны.

Исторический экскурс
Сегодня подобную ситуацию и представить-то трудно. Доставка новых машин автовозами является самым оперативным и легко организуемым видом транспортировки. Парк легковых автомобилей растет не по дням, а по часам. Пропорционально росту продаж увеличивается и потребность в автовозах. Тридцать лет назад у нас в стране изготовлением автовозов занималась пара машиностроительных предприятий, а сегодня на территории СНГ на их выпуске специализируется почти два десятка фирм.
А если вспомнить предвоенное время, то доставкой автомобилей до потребителя в конце 30-х годов занималось ТЭКАВТО – Транспортно-экспедиционная контора при Ватосбыте. Автовозами тогда серьезно никто не занимался. Магазинов по продаже легковых автомобилей было относительно немного, да и то только в крупных городах. И доставка по железной дороге вполне удовлетворяла потребности автоторговли.
Например, в 1935 году 90% произведенных в СССР автомобилей было доставлено по разнарядкам железнодорожным транспортом. Самоходом транспортировалось 9582 автомобиля: из них ГАЗ-А – 4951 шт., ГАЗ-АА – 1950 шт., ЗИС – 2079 шт., ЯЗ – 602 шт. По плану на 1936 год по шоссе планировалось доставить 10 тысяч машин при общем выпуске в 161500 автомобилей. Иными словами, загрузка железных дорог продолжала увеличиваться, хотя при подсчете расходов на доставку одного автомобиля на расстояние 500 километров транспортировка самоходом была несколько эффективнее (240 рублей против 218).

Первые эксперименты: автопоезд А-820
Рядом источников подтверждается, что в СССР транспорт для перевозки автомобилей был впервые создан в 1940 году в Горьком по инициативе уже упоминавшегося изобретателя В.3. Баширова. Автопоезд предназначался для перевозки шести автомобилей ГАЗ-ММ и состоял из трех звеньев – седельного тягача, одноосного полуприцепа и двухосного прицепа. Перевозимые автомобили размещались на полуприцепе и прицепе по три в один ярус. Увы, реализации этого проекта помешала война.
Продолжение экспериментов с автопоездами-автовозами получило свое развитие только во второй половине 50-х годов ХХ столетия, когда экспериментальные образцы были созданы коллективом конструкторов НАМИ в сотрудничестве с Митинским заводом Министерства автомобильного транспорта и шоссейных дорог РСФСР и Павловским автобусным заводом. Кстати, ведущим конструктором автопоезда НАМИ был все тот же Баширов, которого считают автором первого в Советском Союзе автовоза.

В связи с этим фургон представлял собой несущую цельнометаллическую трубу, разделенную на несколько секций. Каждая секция имела вид прямоугольной коробки и состояла из двух вертикальных (стенки фургона) и двух горизонтальных (пол и крыша) панелей, приклепанных к поперечным фермам. Шаг ферм вдоль кузова составлял 0,70 м.

Во время движения недостатков в работе автопоезда обнаружено не было, а основным неудобством для водителя стало ухудшение обзорности из-за установки вертикальных стоек верхней фермы на тягаче.
Автопоезд, изготовленный в 1959 году Павловским автобусным заводом, состоял из тягача ЗИЛ-ММЗ-164Н и полуприцепа ПАЗ-752. Предназначался он для перевозки пяти Волг, которые устанавливались в два яруса на полуприцепе. Автомобили на верхний и нижний ярусы заезжали по трапам самоходом. Трапы входили в комплект оборудования полуприцепа. Крепление автомобилей осуществлялось цепями. Полуприцеп также сразу предполагался и для использования по транспортировке некоторых штучных грузов.
Ферменная конструкция автовоза ПАЗ-752 была гораздо ближе по исполнению к современным полуприцепам, чем митинский полуприцеп, а некоторые особенности павловской машины могут быть интересны и сейчас. Автопоезд был оборудован сигнализатором обгона и индикатором падения давления воздуха в шинах. Сигнализатор обгона представлял собой микрофон, прикрепленный к задней части полуприцепа, который улавливал звуковые сигналы автомобилей, обгоняющих автопоезд, которые затем преобразовывались в световые сигналы в кабине тягача. Индикатор падения давления воздуха в шинах состоял из датчиков давления в каждом колесе и связанной с ними сигнальной лампочки на щитке приборов.
В передней части полуприцепа помещалась кабина со спальным местом, оборудованная независимым отопителем, освещением и сигнализацией для связи с водителем.