В отличие от классического витража, где стекло заранее кроится по четкому рисунку, я собираю паззл-мозаику на ходу. Поэтому стеклышек надо оклеить фольгой (и притереть ее деревянной палочкой) - много. Хотя бы в полтора раза больше, чем понадобится на изделие. Ну или на ту часть изделия, которую планируется собрать сегодня - крупные делаются долго.
Самое начало работы - самое противное и трудное. Я заблаговременно "нарезаю" паяльником с десяток маленьких кусочков припоя, поскольку руки только две, и подносить пруток уже нечем. Подбираем подходящие стеклышки, прикладываем...
А, выбранные стеклышки еще ж сначала смазываем флюсом - ну не сами стеклышки, фольгу. И так каждый раз. Теперь разогретым паяльником прихватываем каплю припоя и скрепляем стеклышки. Тем же макаром едем дальше по кромке шляпки, бдительно следя, чтобы контур четко повторялся. Это самая противная часть, все соскальзывает и падает, но потом будет легче.
Нижняя часть стеклышек должна саааамую малость выходить вниз за край шляпки.
Зато, зато когда кольцо замкнется и будет держаться само, все пойдет намнооого веселее! Теперь можно будет уже большие куски паззла выкладывать-подбирать, а потом в одну руку паяльник, во вторую прутик припоя и раз-раз-раз...
Только не забываем сверять, чтобы витраж не перекашивался, а то сверху кривизну потом не исправить, надо будет переделывать.
А еще на этом этапе нужно держать в голове, а лучше - начертить карандашиком прямо поперек шляпки разделение ее пополам. И примерно по этой линии стеклышки не скреплять - нам потом гриб еще разнимать на части, чтобы снять с формы и обработать внутренние швы. Можно, в принципе, делить и по принципу "верхняя часть шляпки - нижний бублик - ножка", но я решила так.
Теперь переворачиваем и погнали нижнюю часть - не забывая продлевать не-скрепленную линию для последующей разборки. Она плоская, это быстрее. С нее поднимаемся на ножку - я сначала выложила по двум линиям пополамного разъема на противоположных сторонах, чтобы не забыть о них, а потом уже заполняла промежутки.
В процессе работы постоянно приходится выдумывать, обо что бы опереть и как бы все это дело повернуть и закрепить, чтобы было чуть удобнее)
Теоретически, конечно, можно не скреплять стекла вот так вот капельками, а сразу нормально пропаивать швы. Я делаю именно так по трем причинам:
- после разборки на части и обработки внутренних швов заготовка деформируется, особенно если большая. Такую слабую и хрупкую заготовку проще аккуратненько выгнуть при обратной сборке, чтобы все сошлось, но при этом нигде не слезла и не порвалась фольга.
- при пропаивании швов изнутри часть припоя некрасиво вылезет снаружи - то есть наружные "начисто" проходить в любом случае, потому я их и оставляю самым последним этапом.
- это самый быстрый способ поскорее увидеть воочию контуры готового изделия - а когда оно делается-сочиняется впервые, то очень не терпится ;)
Та-даммм! Это заодно еще и самая обидная часть, когда понимаешь, что гриб вот он, его уже видно, а работы еще три раза по столько)
Но зато чисто технически уже дальше проще. Всего-то пройтись по всем внутренним швам, собрать его в целое обратно, пропаять все внешние, а потом еще раз начисто их все осмотреть и ощупать и поправить все огрехи. Отмыть, опционально - сделать патину, и отдавать на электрификацию)
Кстати, не откладывайте недоделку надолго, фольга от флюса окисляется и паять сложнее, даже если заново тремя слоями покрыть.
И в отличие от классических витражников, которые узор заранее рисуют, потом кусочки вырезают-шлифуют, нумеруют и складывают, я ж подбираю на ходу. И некоторые стеклышки покручу-покручу, поприкладываю - не, не подходит. А уже ж и перчатки, и все в жирном флюсе. Потом эти стеклышки тоже сложнее использовать.
Ну, все равно возможно. После того, как внутренние швы пропаяны, заготовку можно складывать обратно:
В этот раз все сошлось тютелька в тютельку. Крупные штуки под своим весом чуть деформируются и надо при обратной сборке долго подгонять.
Теперь пропаиваем все наружные швы. Это небыстро. Попутно уясняем, в чем подлость такого ажурного витража, с дырочками: из-за необходимости покрывать припоем и боковые стороны стекол делается все дольше, да и припоя расходуется больше. Утешаем себя тем, что изначально собирался он быстрее, а потом будут прикольные зайчики по стенам.
Пропаяв швы казалось бы начисто, смотрим на них внимательнее и видим огрехи, где видна фольга. Крутим в разные стороны под разными углами и все это зачищаем. А еще проводим по всем швам пальцами и убираем все бугры и заусенцы. Это тоже не очень быстро. Зато потом - моем в семи водах с фейри и всякими жирорастворяющими пшикалками, выполаскиваем, вытираем!
Дальше гриб едет к товарищу-светодиоднику, там происходит магия. Для многих светильников вполне достаточно обычной лампочки, но такую хитрую форму так просто не высветишь: низ ножки и края шляпки будут темными. Еще одно преимущество нескольких крохотных источников света - морское стекло от них будто флуоресцирует изнутри, смотрится совсем волшебно.
и вот такие зайчики благодаря дырочкам в витраже) Вооот...