Светлана Письмиченко
До съемок в «Брате» актриса Светлана Письмиченко окончила ЛГИТМиК, начала выступать на сцене Театра им. Ленсовета, а на экранах появлялась только в телеспектаклях и в эпизодических ролях в кино. Свою первую главную роль она сыграла в фильме Алексея Балабанова «Замок», и когда через 4 года режиссер начал работу над фильмом «Брат», роль Светы прописал в сценарии специально под нее. Во время съемок она научилась водить трамвай – ей специально выдали списанный грузовой трамвай и несколько дней объясняли азы вождения.
К работе над своим образом Светлана подошла с позиций театральной актрисы. Она замучила режиссера вопросами: почему Света стала водителем трамвая? она не поступила в институт? она лимитчица? Письмиченко вспоминала: «Балабанов вздыхал: «Я об этом как-то не думал». Пару раз обещал поразмышлять, но никакого ответа, видимо, не нашел. «Да ей просто нравится водить трамваи! И все тут», – наконец махнул рукой Леша. Потом он признался, что однажды увидел город, отражающийся в трамвайной раме, и «зеркальный» Питер его заворожил. Отсюда и появилась Света – водитель трамвая».
Ее героине зрители поверили безоговорочно, ведь отчасти актеры играли самих себя (Письмиченко сама жила в коммуналке в очень стесненных материальных условиях), даже снимались без грима – для максимальной достоверности и естественности, в кадре появлялись в своей одежде, так как бюджет фильма был очень ограничен. На съемках актриса пострадала: сцену, где Света вместе с главным героем приходит на концерт Бутусова, снимали на настоящем концерте (только не Бутусова, а Чижа), актеров поставили прямо в толпу фанатов и снимали их в реальном времени. Там была такая давка, что Светлане сломали ребро, и ужас в глазах и слезы в кадре у нее были настоящие.
После «Брата» к актрисе пришла громкая популярность, однако на развитии ее кинокарьеры этот успех никак не сказался. Она сыграла эпизодические роли в сериалах «Улицы разбитых фонарей», «Убойная сила» и «Линии судьбы», позже еще раз снялась у Балабанова в фильме «Морфий», а после этого чаще появлялась на театральной сцене, чем на съемочной площадке.
Сама она это объясняла так: «Режиссеров уровня Леши Балабанова пока не вижу… Он задал высокую планку, которую потом было сложно опустить… Зато я считаю, что полностью состоялась на театральной сцене. В своем любимом Театре Ленсовета служу больше 30 лет, здесь я получила звание Заслуженной артистки России. Кроме того, что играю на сцене, я теперь еще и детский педагог, преподаю в школе, которая является частью большого движения «Студия творческого развития Константина Хабенского».
Мария Жукова
Роль тусовщицы Кэт досталась 24-хлетней актрисе Марии Жуковой (после замужества – Милютиной). К этому моменту она окончила ЛГИТМиК, выступала на сцене Алданского ТЮЗа и сыграла всего одну роль в кино. Но ее фотография оказалась в картотеке «Ленфильма» и однажды попалась на глаза Алексею Балабанову. Он пригласил ее на пробы, и Жукова получила роль отвязной девушки по имени Кэт, с которой главный герой проводил время в ночных клубах.
В реальной жизни Мария не имела ничего общего со своей героиней – никогда не вела такой образ жизни, не говорила на сленге, не одевалась, как Кэт. Позже актриса рассказывала: «Я не была близка к той субкультуре, в которой варилась Кэт. И вообще я не питерская. Я очень провинциальная девушка, приехавшая из якутской глубинки, из посёлка, где топили печь дровами и вода была из речки, до нас можно было добраться только самолётом. А в Питере я пропадала в театральной мастерской. У меня не было никакой возможности и желания тусоваться. Но я же актриса, нас учили искусству перевоплощения. Правда, перевоплощалась я практически самостоятельно – по крайней мере, внешне. Из всей одежды мне выдали на «Ленфильме» только знаменитую куртку-косуху. В большинстве сцен я одевала себя сама. Сама делала причёски, макияж».
Мария Жукова так же, как и ее коллеги, говорила о стремлении Балабанова добиться максимальной естественности в кадре: «Алексей говорил: «Вырезаем кусок жизни – вставляем кусок жизни. Вырезаем – вставляем… Меньше художественных надстроек! Проще, проще, проще…» Мне иногда казалось: ну куда уж проще? Ну, ничего же не делаем и нас снимают… Я спрашиваю: «Неужели всё? Может, переснимем, может, как-то поярче?» – «Не надо. Надо, чтобы все было поспокойнее. Не дай Бог прорвется какая-то театральщина. Это не нужно ни в коем случае. Еще не дай Бог вы тут начнете играть…».
Во время съемок актриса была беременна, и сразу после завершения работы над фильмом она вышла замуж и уехала в Москву. Уже после окончания института Мария сомневалась в правильности своего выбора профессии, а с рождением сына решила полностью посвятить себя заботам о семье. После «Брата» она сыграла всего 4 эпизодические роли в кино, и после съемок в сериале «Троцкий» в 2017 г. на экранах больше не появлялась. В наши дни Мария Милютина занимается организацией культурных мероприятий и изданием журнала о современной культуре.
Дарья Юргенс
Самой яркой актрисой фильма «Брат-2» стала Дарья Юргенс, исполнившая роль девушки легкого поведения Мэрилин («по-русски Даши»). Она выросла в семье театральных актеров и еще в детстве впервые вышла на сцену театра. После окончания ЛГИТМиКа она выступала в Молодежном театре и сыграла несколько ролей в кино, в том числе и у Балабанова. Отметив талант и харизматичность актрисы, в «Брате-2» образ Мэрилин режиссер создал специально для нее. Он и на этот раз был краток, объясняя актрисе суть ее образа: «Она плохая, но она хорошая». Для этой роли актрисе пришлось побриться наголо, но ради Балабанова она сделала это без раздумий.
Часть съемок проходила в США, и режиссер и тут помещал актеров в живую среду: в баре находились реальные посетители заведения, на улице рядом с актрисой стояли настоящие представительницы древнейшей профессии, которые реагировали на нее очень агрессивно – увидев новую конкурентку, они плевали ей вслед и чуть не полезли в драку. Роль Мэрилин принесла Дарье Юргенс невероятную популярность – наверное, она стала самой известной исполнительницей женской роли из двух частей «Брата». После выхода фильма на экраны еще долгое время на улицах ей кричали вслед фразу ее героини: «Мальчик, водочки нам принеси! Мы домой летим!»
После «Брата-2» актриса получила много новых предложений от режиссеров, правда, это были преимущественно небольшие роли в сериалах.
Одной из самых известных ее киноработ 2000-х гг. стала роль Маргариты Кошкиной (Багиры) во всех сезонах сериала «Морские дьяволы». В этом образе актриса появлялась на экранах на протяжении 15 лет.