TП-82 назван пистолетом для выживания и было время, когда российские космонавты регулярно летали в космос с этим пистолетом на борту. Название «пистолет» немного сбивает с толку, TП-82 больше похож на небольшое ружье.
Советский Союз, а потом Россия, включали TП-82 в наборы для выживания «Гранат-6», которые укладывались в капсулы кораблей «Союз» в период с 1982 по 2006 год. Также оно входило в набор для выживания пилотов военных самолетов.
Иметь оружие внутри тонкостенного космического корабля, наполненного кислородом, кажется глупым, но у СССР на то есть свои причины и объяснения. Большую часть территории России занимают пустынная незаселённая местность. Любой казус во время спуска может с легкостью отправить космонавтов в дикую и недружелюбную среду.
В марте 1965 года летчик-космонавт Алексей Леонов приземлил имевшую механические повреждения космическую капсулу «Восход» в заснеженных лесах Западного Урала … в 1000 километрах от запланированного места посадки.
Для защиты у Леонова был 9-миллиметровый пистолет. Вокруг него, по лесу бродили волки и медведи, и хотя он так и не встретился с ними, ощущения того, что ты добыча – навсегда запомнились нашему великому космонавту. В конце своей карьеры космонавта, он сумел убедить военных руководителей в необходимости обеспечения всех космонавтов оружием для выживания.
Итогом усилий Леонова и стало создание ТП-82. Это, в сущности, обрез двуствольного ружья, с добавленным третьим коротким стволом от винтовки. Ружейные стволы предназначались для охоты на мелкую дичь, а винтовочный обладал достаточно большой убойной силой для сдерживания огромного бурого медведя.
Два оружия в одном
Создание этого комбинированного пистолета потребовало больших усилий, чем какое-либо другое огнестрельное оружие. Пистолет имеет три ствола и два спусковых механизма.
Правый курок предназначен для стрельбы патронами 12,5 х 70-мм с дробью из гладкоствола, левый курок может переключаться между левым «гладким» стволом и нижним нарезным, для чего слева на рамке имеется перемещающийся в вертикальной плоскости переключатель.
Это неудобно для пользователя, но ручное примитивное управление и простое механическое переключение обеспечивали надёжность в суровых условиях холода, сырости и субарктических таёжных лесов.
Портативный комплект выживания «Гранат-6» поставлялся вместе с поясом, кобурой для оружия и тремя видами боеприпасов. В подсумке находились 11 винтовочных патронов типа СП-П 5,45х39. Это тот же тип патрона, как у АК-74, но с мягким наконечником.
Это означает, что при ударе пуля расплющивается и расширяется, что вызывает значительные внутренние повреждения. Это делает такие пули особенно эффективными против медведей.
Для стволов дробовика советские конструкторы предусмотрели комплекты по 10 патронов каждый: дробовой СН-Д с мелкой дробью и сигнальный СН-С с красной сигнальной ракетой. Это означало, что разбившийся пилот мог охотиться на мелкую дичь и позвать на помощь.
На ремне был закреплён шпателеобразный мачете. Для крепления ножа в нижней части пистолетной рукоятки были прорези, что позволяло его использовать в качестве приклада. Лезвие закрывали ножны, чтобы не допустить ранения стрелка во время отдачи.
Хорош был и собственно нож. Он годился для рубки веток на дрова или для расчистке пути. Пилоты могли использовать его, чтобы нарезать кирпичи из снега для применения в качестве строительных блоков.
TП-82 был подобием швейцарского армейского ножа для огнестрельного оружия. Но его не было бы, если бы не советский герой космоса, который приземлился в холодной русской пустыне 50 лет назад.
Проблемы в космосе
Корабль «Восход 2» был выведен на околоземную орбиту двухступенчатой ракетой с космодрома Байконур в Казахстане экипажем в составе командира корабля полковника Павла Ивановича Беляева и пилота подполковника Алексея Леонова.
Это было в марте 1965 года.
Высоко над Советским Союзом 30-летний Леонов произвёл первый выход в открытый космос в истории человечества. Выйдя из шлюза, он провел 12 минут, плавая в космическом пространстве привязанным к капсуле.
Под внутренним давлением костюм Леонова раздулся и застыл. Его перчатки и сапоги настолько расширились, что перестали касаться пальцев и ног. Космонавт не мог даже дотянуться до закреплённой на груди фотокамеры, чтобы сделать снимки капсулы «Восход-2».
Хуже того, он попал в ловушку за пределами воздушного шлюза. Его костюм раздулся настолько, что стал шире, чем узкое входное отверстие корабля. Единственное, что можно было сделать, это забыть про все стандартные правила проникновения в шлюз.
Не докладывая в Центр управления полетами, он выпустил немного воздуха из скафандра. Давление упало до четверти атмосфера – эквивалент давления воздуха на вершине горы Эверест, которую альпинисты называют «зоной смерти».
Кроме того, давление было сброшено слишком быстро. Это поставило Леонова под угрозу не только кислородного голодания, но и декомпрессионной болезни.
Нагрузка на его тело и физическое напряжение в условиях низкого содержания кислорода повысило температуру его тела. Когда он боролся за то, чтобы выжить и оставаться в сознании, пот лился с его тела и заполнил костюм. Леонов в конечном итоге потихоньку влез в шлюз, но там он застрял.
Туннель шлюза был достаточно широк для человека, чтобы встать, но было мало шансов для космонавта развернуться вертикально, чтобы закрыть за собой люк. Тем не менее, спокойно, несмотря на невероятный стресс, который он только что испытал, молодой подполковник изогнулся достаточно, чтобы закрыть люк.
Леонов вернулся внутрь капсулы «Восход». Беляев приступил к восстановлению герметизации шлюзовой камеры. Но это было только начало проблем двух космонавтов. Им ещё предстояло вернуться домой.
Лучше перестраховаться, чем потом сожалеть
Опыт Леонова в тайге пригодился, когда его повысили в должности в рамках советской космической программы. В 1981 году, будучи уже генерал-майором ВВС и заместителем начальника Центра подготовки космонавтов, Леонов получил одобрение на обеспечение космонавтов оружием выживания. Тульский оружейный завод с его пистолетом TП-82 опередил нескольких других предложений. Боеприпасы для него были разработаны ЦНИИ «Точмаш» и выпускались ограниченным тиражом, начиная с 1982 года. Производство продолжалось до 1987 года, пока не закончился контракт с Советскими Вооружёнными силами.
Москва, не теряя времени, приступила к обеспечению космонавтов этим оружием. Впервые TП-82 попал в космос на «Союзе Т-6» в июне 1982 года. Каждый космонавт тренировался в обращении с оружием, и все знали историю корабля «Восход-2». Она переросла в миф о спасении от волков и медведей, преследующих Леонова и Беляева.
В некоторых версиях истории о «Восходе-2» упоминается о том, что волки скреблись в люк капсулы, но правда менее захватывающая. Спасательное воздушное судно испугало всех хищников в радиусе пяти километров от космонавтов, превратив тем самым Леонова и Беляева в туристов-выживальщиков. К счастью, Леонов и Беляев избежали встречи с животными.
Для СССР обеспечение оружием космонавтов являлось воплощением принципа «бережёного Бог бережёт», и с 1986 года оружие стало постоянным элементом в портативных комплектах выживания экипажа каждого «Союза».
NASA вывела свои «Шаттлы» из эксплуатации в 2011 году, так что все полёты на МКС в настоящее время осуществляются российскими кораблями «Союз». На МКС всегда есть пристыкованный к станции запасной «Союз», на случай возникновения чрезвычайной ситуации.
Даже при управлении международными экипажами космический корабль «Союз» продолжал иметь TП-82 на борту до 2007 года, пока не закончился срок годности выпущенных ограниченным тиражом боеприпасов. Сейчас комплект выживания включает в себя мощный русский служебный пистолет MП 443 («Грач») или «Пистолет Макарова» («ПM»). Российское космическое агентство не рассматривает вопрос о возобновлении производства TП-82 или его преемника.
Космонавты всех национальностей, в том числе американцы, обучались использованию ТП-82. И до сих пор, перед полётом в космос на «Союзе», они должны пройти курс выживания на Чёрном море и в Сибирской тайге.
Опыт включает в себя стрельбы и введение в историю «Восход-2».
В современную эпоху GPS и спутниковой связи повторение истории «Восход-2» маловероятно. Но, как мы видели на примере лайнера «Malaysia Airlines Flight 370» в прошлом году, большие корабли всё ещё способны пропадать.
В 2008 году капсула «Союз», совершая посадку по баллистической траектории, отклонился от курса на 400 километров. Центр управление полетом потерял их. Экипаж был вынужден вызвать помощь к месту посадки по спутниковому телефону из комплекта для выживания. В течение 30 минут капсула с первым южнокорейским космонавтом на борту была полностью вне зоны наблюдения.
Несчастные случаи могут произойти в любое время. Будем надеяться, что если что-то пойдет не так, следующему экипажу повезёт так же, как в своё время повезло Леонову и Беляеву.