Для того чтобы разрешить наш вопрос, стоит немного окунуться в давность и вспомнить, что во времена существования рабства (в любой эпохе) было распространенной практикой клеймить рабов. Между прочим, клеймо в Древнем Риме мог словить не только раб, но и обычный гражданин, замеченный в клевете. Такому бессовестному товарищу выжигали букву С на лбу (от лат. calumnia – клевета). Не обошел этот обычай и преступников.
В России тоже не пренебрегали этим жестоким обычаем. Правда, императрица Елизавета Петровна установила нововведение (до этого момента у нас клеймить лицо заведено не было) – клеймо ставить не на теле, а на лбу.
Выжигать буквы могли в разных местах, в зависимости от цели и личных предпочтений, но клеймо на лице было самым ярким и красноречивым знаком, свидетельствовавшим о том, что раб пытался совершить попытку побега и что за ним требуется глаз да глаз, или же, что заклейменный – опасный уголовник.
Правило было введено в 1746 году, но избавились от него только в 1863. Такое долгое существование обычая не могло не повлиять и на сознание людей, у которых сформировалась прочная логическая цепь из двух звеньев: печать на лице = плохой человек. В таком виде эта цепь дожила и до наших дней, обретя переносное значение.