Эти попытки были основаны на идеологии апартеида, сочетая в себе белый африканский национализм и христианские интерпретации основных церквей, которые укоренялись в консервативном биологическом формировании и построении гендерных ролей. Идеология сильно проникла в вооруженные силы страны — религиозным долгом гражданина была поддержка правительства, так как эта власть была дана Богом. В рамках этой военизированной религиозной основы, гомосексуализм считался непростительным грехом и социальным злом, которое было без разбора сгруппировано вместе с другими видами девиантного поведения. Медицинский персонал совместно с психиатрами и священнослужителями решили всех гомосексуалистов вооруженных сил ЮАР переориентировать любыми доступными способами в гетеросексуалов. С этой целью был запущен «Проекта Аверсия».
Они находили подозреваемых в гомосексуальных наклонностях и отправляли их в военные психиатрические отделения. Те, кого не смогли «вылечить» посредством применения наркотиков, подвергались аверсионному лечению, лечению с использованием гормональных препаратов, и другим радикальным медицинским и психиатрическим методам, среди которых также химическая кастрация и операция по смене пола.
К сведению, аверсионное лечение или лечение отвращением является психологическим методов, в котором применяются различные раздражители, направленные на создание у пациента чувства отвращения к той или иной нежелательной форме поведения. В процессе лечения воспроизводят соответствующую форму поведения и одновременно вызывают у пациента неприятные ощущения, например, боль при помощи ударов электрического тока или рвоту посредством лекарств. С точки зрения медицинской этики к аверсионному лечению следует прибегать только в тех случаях, когда никакие другие методы лечения не помогают.
Доклады о проведенном эксперименте свидетельствуют о том, что в данном случае аверсионное лечение проводилось врачами некорректно. Солдатам-геям давали фотографии обнаженных мужчин, а затем применяли электрошок. Далее в качестве положительного стимула им показывали страницы журнала «Плейбой» с запечатленными на них сексуальными красотками. Все бы ничего, вот только в традиционной практике напряжение должно напоминать маленький укол булавки, но в данном случае оно было настолько сильным, что с «больного» слетала обувь.
В последующем апартеид армии ЮАР прибег к самым жестким мерам — гомосексуальные мужчины и женщины были вынуждены против своей воли пройти операцию по смене пола. После завершения операции они получали новые документы, удостоверяющие их личность. Но они увольнялись с военной службы, чтобы отгородиться от всех — родственников, друзей, знакомых. В итоге, не сумев примериться с произошедшим, многие из них заканчивали жизнь самоубийством.
По существу эти эксперименты являются прямым нарушением обычных этических норм научного исследования и должны рассматриваться в качестве акта грубой психиатрической и медицинской халатности. Такого рода предвзятое отношение предполагает чрезвычайно упрощенные и стереотипные представления о гомосексуалистах. Подавляющее большинство гомосексуалистов, в отличие от транссексуалов, не хотело бы менять свой пол.
Итак, эксперименты потерпели неудачу. Изменить сексуальные предпочтения призывников оказалось непосильной задачей. Такие результаты эксперимента говорят о том, что данный подход был разработан в полном отрыве от научной литературы о гомосексуальности и транссексуальности, так как во всех работах 70-х годов гомосексуализм уже не считался психическим заболеванием в любой европейской или американской психиатрии.
Информация о психиатрической медицинской программе пыток была обнаружена в документе под названием «Проект Аверсия», состоявшем из 132 страниц печатного текста. Данные исследования также были опубликованы в Daily Mail and Guardian. Южноафриканская газета определила, что руководителем данной программы был полковник Обри Левин, бывший главный психиатр военного госпиталя, который уехал в Канаду в середине 1990-х годов, после того, как система апартеида рухнула.
В статье для The Daily Mail and Guardian Обри Левин признал, что он практиковал аверсионную терапию на молодых солдатах-геях, но электрическим током при этом не пользовался. С его слов, в лечении использовалось особое электронное устройство, которое вызывало всего лишь небольшой дискомфорт в руке. Также он упорно отрицал и то, что по приказу апартеида армии ЮАР проводились операции по изменению пола. Он утверждает, что никого не вынуждали лечиться против собственной воли: «Мы не держали людей как морских свинок. У нас были только пациенты, которые хотели вылечиться и делали это абсолютно добровольно».
В 1995 году Медицинская ассоциация ЮАР публично извинилась за свои действия. Однако полноценного открытого расследования действий врачей во времена апартеида так и не проводилось. На данный момент Обри Левин является клиническим профессором кафедры психиатрии в Университете Медицинской Школы в Калгари. Он также занимается частной практикой, будучи членом колледжа врачей и хирургов Альберты с хорошей репутацией.