
Давайте разберемся все таки в этом вопросе подробнее, а вы проверите себя, не были ли вы в ловушке фейка …

"8 часов труда в сутки впервые за всю историю человечества в 1914 году предложил своим работникам Генри Форд, основоположник автомобильной отрасли Соединенных Штатов Америки. Другие промышленники считали подобный поступок безумием и полагали, что у Форда помутился разум. Однако, время показало – гениальный предприниматель Генри Форд и здесь не прогадал – прибыль его компании при новой продолжительности рабочего дня возросла в два раза! Работники получили возможность больше отдыхать, что автоматически добавило им сил для более эффективной работы. Пример Форда стал заразительным – стандарт 8-часового рабочего дня распространился по всему миру." (пруф)
Нет? Не эту версию вы знаете?
А теперь вот как все было на самом деле.
Повсеместному сокращению рабочей недели до 40 часов все мы, в первую очередь, обязаны социалистическому движению в Великобритании, столь ненавистному английскими политиками и промышленниками по сей день.
Развитие промышленности в Англии требовало большого числа работников, поскольку производительность труда оставалась невысокой. Поэтому в конце XVIII века на английских предприятиях работали не только мужчины и женщины, но и дети – родители предпочитали отправить ребенка на фабрику, чтобы он приносил хоть как-то доход, чем ходил попусту в школу. Рабочая смена продолжалась 10-16 часов в день, причем условия работы и зарплата были одинаково низкими.


В своем произведении Das Kapital идеолог социализма Карл Маркс писал – «Чрезмерно долгая продолжительность рабочего дня при капиталистическом производстве не только ухудшает производительность работников, отнимая у них саму возможность нормального морально-физического развития, но также вызывает преждевременное истощение и смерть этих самых работников».

В Азии первая страна, законодательно установившая 40-часовую рабочую неделю и 8-часовой рабочий день – Индия. Восьмичасовка действует в этом государстве с 1912 года.


В США борьба рабочего класса за восьмичасовую смену продолжалась особенно долго. Американский Конгресс под давлением рабочих и служащих в 1868 году принял проект закона о восьмичасовке для сотрудников федеральных служб, однако Президент Эндрю Джонс сначала наложил на законопроект свое вето, а позже, когда его вето было отменено, согласился его подписать лишь при условии 20% сокращения заработной платы рабочих – они ведь будут меньше работать.
В начале XX века некоторые американские профсоюзы – шахтерской, строительной и полиграфической промышленностей, добились для своих членов сокращения рабочей смены до 8 часов при сохранении заработной платы. Но миллионы остальных рабочих и служащих США по-прежнему работали 9-10 часов в день.
В 1912-м Тедди Рузвельт активно использовал в своей предвыборной компании лозунг «восьмичасовой рабочий день для всех американцев», однако «забыл» о своем обещании вскоре после переезда в Овальный кабинет Белого дома.

В 1915 году по городам США прокатилась очередная волна забастовок с требованием восьмичасового дня работы. В 1916 году в Штатах был принят Закон Адамсона, устанавливающий восьмичасовой рабочий день с выплатой сверхурочных, но только для работников железнодорожных компаний. Только в 1937 году в США был принят Закон о справедливых трудовых нормах, в котором был принят 8-ми часовая рабочая смена (40 часовая неделя) с выплатой премиальных за сверхурочную работу.

Так почему же восемь?
Не секрет, что режимы сна и бодрствования у человека сменяются не только под влиянием внешних факторов (таких как все тот же надоедливый будильник или солнечный свет, пробивающийся сквозь занавески), но и благодаря работе супрахиазматического ядра — скопления нейронов в гипоталамусе, которое, в свою очередь, стимулирует выработку гормонов шишковидной железой, еще одной структурой мозга. Слаженная работа этой системы позволяет нам чередовать режимы активности и сна даже в условиях, когда невозможно определить, сколько времени на часах. Например, при проведении научных экспериментов или в экстремальных условиях, когда люди оказывались отрезанными от внешнего мира, они продолжали ложиться спать и просыпаться примерно по тому же графику, что и в обычной жизни: продолжительность «индивидуальных» суток лишь немного удлинялась, доходя до 30, иногда — до 36 часов. Однако на сон по-прежнему отводилось около 8–10 часов: больше организму не требовалось. Если же ориентация в смене дня и ночи упрощалась за счет возможности наблюдать восходы и закаты солнца, большинство взрослых людей ложилось спать через 4–5 часов после заката, а просыпалось — через 1–2 часа после восхода, приближаясь тем самым к привычному всем нам режиму: подъем около 7–8 утра, отход ко сну — в 11–12 часов вечера.
Разумеется, не будем забывать о хронотипах: индивидуальной предрасположенности к физической и интеллектуальной активности в разные половины дня. Однако «совы» и «жаворонки» — не характеристика личности, а физиологическая особенность, которая может изменяться на протяжении жизни. Так, дети и старики обычно легче просыпаются по утрам, нежели взрослые люди. А те, кто по роду деятельности в течение многих лет вынужден рано вставать или поздно ложиться, зачастую сохраняют эту привычку и после того, как необходимость в строгом графике отпадает.

Отсюда — всевозможные прогрессивные техники, возвращающие нас к школьному расписанию: 45 минут работы с последующими 10 минутами отдыха (или — соотношение 90 на 20 минут). Причем важно, чтобы отдых проходил вдали от «станка» — будь то компьютер, руль автомобиля или микроскоп. Разумеется, если вы — хирург или оперный певец, то прерваться в разгар рабочего процесса будет проблематично, но у большинства из нас график допускает некоторые преобразования.