Тем не менее, викторианская эпоха была отмечена множеством странностей, начиная от обоев, которые могли убить вас, и заканчивая религиозными культами, возглавляемыми бессмертными пророками, и людьми, продающими носорогов.
Викторианцы считали себя разумными людьми, но в этом списке мы рассмотрим причины, по которым они жили в очень странные времена.
Обои викторианской эпохи были смертельно опасными
Мышьяк – это природное вещество, которое в чрезвычайно малых количествах не способно причинить вред человеку. К сожалению, викторианцы слишком любили его и использовали практически везде.
Мышьяк был дешёвым побочным продуктом производственной индустрии, которая возникла в результате Промышленной революции, и его можно было легко приобрести в продуктовых магазинах или аптеках.
Викторианцы знали, что мышьяк – это яд для человеческого организма, поэтому он пользовался популярностью среди тех, кто надеялся избавиться от родственника, не привлекая внимания. Тем не менее, тот, факт, что он содержался во многих потребительских товарах, начиная от свечей и заканчивая детскими колясками, видимо, никого не беспокоил.
Одним из самых популярных применений мышьяка было производство обоев ярких цветов, столь любимых богатыми викторианцами. Многочисленные необъяснимые смерти постепенно стали связывать с этими обоями; врачи утверждали, что мышьяк испарялся с обоев в виде медленно отравляющего газа.
Видный деятель по имени Уильям Моррис оказался в центре дебатов. С одной стороны, он был защитником окружающей среды и прав трудящихся. С другой стороны, он возглавлял совет директоров Devon Great Consols, крупнейшего в мире производителя мышьяка, и был владельцем известной компании по производству обоев.
Несмотря на то, что улики против него росли, Моррис настаивал, что его обои были абсолютно безопасными. Его уважаемое положение заставило многих поверить ему. И только в 1880 году его компания стала одной из последних, кто перестал использовать мышьяк для производства обоев.
«Клуб обжор» ел всё подряд
Питание викторианцев было на удивление здоровым. Обработанные продукты питания были редкостью, и в то время как городская беднота часто страдала от недоедания, другие группы, в особенности сельские жители, питались хорошо, в основном свежими сезонными фруктами и овощами.
И хотя продукты были питательными, они не отличались особым разнообразием. Импортировалось очень мало продовольствия, поэтому практически всё приходилось производить в местном масштабе. Однако представители более богатых слоёв общества создали несколько клубов, которые прославились тем, что употребляли в пищу почти все виды известных на тот момент животных.
Самый популярный из этих клубов, известный как «Клуб обжор», был образован в Кембриджском университете; его самым выдающимся членом был Чарльз Дарвин.
Дарвин и его друзья собрались вместе, чтобы полакомиться ежами, барсуками, кротами и, по слухам, даже мухами. Эта фаза, однако, длилась недолго: попробовав отвратительную коричневую сову, группа решила переключиться на дегустацию алкоголя, а не представителей местной дикой природы.
Несмотря на это, Дарвин никогда не утратил интереса к необычной кухне. Путешествуя по Южной Америке, он с энтузиазмом обедал пумами, броненосцами, игуанами, черепахами и почти всем, что попадалось ему под руку.
Викторианцы делали фотографии с умершими родственниками
В 1888 году на рынке появилась первая в истории камера Kodak. Она делала 100 фотографий, после чего её можно было вернуть на завод для проявления и замены плёнки.
Это был огромный шаг вперёд. Впервые портативные камеры стали доступными для широких масс. До этого всё было по-другому. Чтобы получить семейную фотографию, нужно было потратить много времени и денег.
Люди могли позволить себе сфотографировать всего раз или два в своей жизни, в некоторых случаях этот момент наступал после их смерти.
Фотография со смертью некоторое время держалась на пике популярности в викторианскую эпоху. Покойников облачали в их лучшие одеяния и фотографировали в определённой позе рядом с родственниками, как будто ничего не случилось.
Хотя они кажутся странными сегодня, такие фотографии позволяли людям не забывать своих умерших близких. И во многих случаях они были единственными, на которых был запечатлён любимый человек.
У викторианцев был секс-культ
Каждое общество вырабатывает собственный набор ценностей и убеждений относительно того, что является приемлемым поведением, а что нет. В викторианской Англии скромность и правильное поведение ценились очень высоко, а потому появление вопиющего религиозного секс-культа было несколько неожиданным и шокирующим для викторианцев.
Преподобный Генри Принс начал свою карьеру викария в Англиканской церкви. Его эксцентричная личность и странные убеждения – например, он называл себя бессмертным – вскоре привели к тому, что его исключили из организации.
Вместо этого Принс решил основать собственную церковь. Членство было недешёвым, и Принс требовал, чтобы его последователи отдавали ему все свои мирские богатства. На эти деньги он построил комплекс, который назвал «Обителью любви».
Отгороженный от внешнего мира высокими стенами и охраняемый ищейками, Прайс мог лишь догадываться о том, что творилось за пределами его резиденции; тем не менее, он выбирал привлекательных последовательниц, которые купали его и выполняли все его прихоти. Тем, кого он находил менее красивыми, находили альтернативную работу.
Настоящий скандал разразился, когда выяснилось, что Принс занимался сексом с молодой женщиной на бильярдном столе на глазах своей паствы и жены.
Заявления Принса о бессмертии оказались ложными, когда он умер в 1899 году в возрасте 87 лет. Культ, который он основал, обрёл другого – предположительно, тоже бессмертного – лидера и пережил как его смерть, так и викторианскую эпоху. Его последние несколько членов умерли в 1950-х годах.
Викторианцы изобрели вибраторы
Первый электрический телеграф был изобретён ещё в 1816 году, но в викторианскую эпоху возможности электричества начали преобразовывать жизнь людей.
К концу викторианского периода люди могли путешествовать по электрическим железным дорогам и ходить под светом электрических уличных фонарей.
Когда потребительская культура начала набирать обороты, электронные гаджеты начали появляться в домах людей. Одним из самых первых бытовых электрических предметов, ставших популярными, стал вибратор, изобретённый Джозефом Мортимером Гранвилем в 1883 году.
В эпоху, когда людей шокировал вид женской лодыжки, вибраторы кажутся маловероятным изобретением. Однако всё не совсем так, как вы думаете.
Грэнвилл изобрёл вибратор исключительно для применения в медицинских целях: он предназначался для снятия стресса, лечения боли в спине и, как ни странно, глухоты.
Викторианцы построили первый парк юрского периода
Динозавры считались относительно недавним открытием, и викторианцы из всех слоёв общества были очарованы этими необычными животными. Муж королевы Виктории, принц Альберт, был настолько увлечён этой темой, что сыграл ключевую роль в создании тематического парка с полноразмерными копиями этих существ.
Однако была одна серьёзная проблема. В то время даже самые преданные своему делу специалисты имели очень слабое представление о том, как жили динозавры и как они выглядели.
Строительство продолжалось, несмотря ни на что, и любые пробелы в знаниях заполнялись энтузиазмом и догадками. Результаты действительно выглядели немного странно, поскольку был допущен ряд ошибок. Например, коготь игуанодона располагался на его носу, а мегалозавр был представлен как огромное четвероногое животное, хотя, как нам известно теперь, он был двуногим и весил гораздо меньше.
Учитывая ограниченное количество окаменелостей, это было лучшее, что можно было сделать в то время. На протяжении многих лет миллионы людей посещали Хрустальный дворец в Лондоне, чтобы увидеть то, что фактически было первым в мире тематическим парком.
Спустя десятилетия ошибки в строении превратили некогда популярную достопримечательность в нечто вроде недоразумения, и скульптуры пришли в негодность. К счастью, сейчас они находятся в процессе восстановления своей былой славы, и лондонские анатомически неправильные викторианские динозавры снова привлекают посетителей.
Викторианцы верили в марсиан
Небо влечёт людей с самого их появления на Земле. Законы, управляющие движением планет, были открыты Иоганном Кеплером давным-давно, но лишь к концу 1800-х годов усовершенствованные телескопы позволили детально исследовать поверхность другой планеты.
Это, однако, не предотвратило ошибок, и вера в то, что Марс населяла развитая инопланетная цивилизация, была довольно распространена в викторианском обществе.
И всё из-за работ итальянского астронома Джованни Скиапарелли, который изучал поверхность Марса и описал ряд природных каналов, пересекающих поверхность Красной планеты.
При переводе на английский язык эти каналы стали искусственными, то есть они подразумевали наличие развитой цивилизации, способной их построить. Это было совсем не то, что предполагал Скиапарелли, но перспектива разумной жизни на Марсе была воспринята астрономами и общественностью с одинаковой степенью восторга.
Эта идея продолжала существовать вплоть до 1930-х годов.
У викторианцев был свой Король Тигров
Во время правления королевы Виктории Британская империя достигла пика своего могущества. Она занимала площадь около 28,5 миллионов квадратных километров, что делало её самой большой империей из когда-либо существовавших. Исследователи и искатели приключений прочесывали каждый сантиметр в поисках диких животных, которых можно было поймать, застрелить или отправить в Британию.
Не существовало законов, запрещавших торговлю дикими или опасными животными, поэтому любой человек, располагавший достаточными средствами, мог купить себе обезьяну, леопарда, льва или тигра. Как, к примеру, Чарльз Джамрах, которого викторианцы называли «Королём Тигров».
В Лондоне насчитывалось более сотни магазинов экзотических животных, но магазин Джамраха был самым большим не только в Британии, но и во всём мире. Он хвастался, что может заполучить любое животное, и однажды ему удалось раздобыть носорога для частного клиента.
Его магазин был битком набит всякой всячиной – от попугаев до слонов и тигров. Большинство из них содержалось в ужасных условиях.
Во время печально известного инцидента один из тигров Джамраха вырвался на свободу и начал бродить по улицам Лондона. На одной из них он схватил несчастного мальчика, который совершил роковую ошибку, попытавшись погладить животное.
Джамрах бросился в погоню и сумел освободить ребёнка, однако на него подали в суд с требованием заплатить компенсацию в размере 300 фунтов стерлингов.
Викторианцы изобрели огненный орган
Викторианская эпоха была временем великих научных открытий и инноваций. Однако викторианские изобретатели мало что знали и, по-видимому, ещё меньше заботились о тонкостях здоровья и безопасности. Это привело к созданию захватывающих, но невероятно опасных изобретений.
Они варьировались от паровых газонокосилок до курительных машин, которые буквально заполняли табачным дымом всю комнату.
Одним из самых странных, хотя и самых сладких звуков был пирофон, или, как его ещё называют, огненный орган. Изобретённый Жоржем Фредериком Эженом Кастнером примерно в 1870 году, этот музыкальный инструмент производил небольшие взрывы при нажатии клавиш.
Если всё шло хорошо, взрыв заставлял звучать нужную ноту. Если нет, то последствия были самыми разнообразными.
Несмотря на предположения о том, что пирофон можно было использовать в качестве обогревателя в холодные зимние месяцы, он никогда не захватывал народное воображение. Француз по имени Теодор Лак был единственным музыкантом, сочинявшим музыку специально для этого инструмента.
«Детские фермы» были прибыльным, но часто презренным делом
В глазах викторианцев секс вне брака был возмутительным. Рождение ребёнка вне брака было потенциально губительным.
Система социального обеспечения начиналась и заканчивалась работным домом, и женщинам не хватало возможностей для карьерного роста. Всё, что им предлагали – работать прислугой. Немногие работодатели хотели иметь горничную или кухарку с ребёнком.
Это привело к появлению «детских ферм». В обмен на соответствующую плату «детский фермер» забирал ребёнка у матери. Теоретически она могла вырастить ребёнка сама, но система была нерегулируемой и открытой злоупотреблениям.
Было обнаружено, что некоторые «детские фермеры» убивали вверенных им детей, вместо того чтобы заботиться о них, ради получения прибыли.
Самой известной из них была бывшая медсестра по имени Амелия Дайер. В течение 30 лет она, как полагают, убила сотни детей, что делает её одним из самых плодовитых серийных убийц в истории.
Дайер пыталась притвориться сумасшедшей. Однако присяжным потребовалось менее пяти минут, чтобы признать её виновной, и в 1896 году она была приговорена к смертной казни через повешение.