Какое рациональное объяснение может быть у того, что в стране никак не хотели завести пароходы?
Рациональное объяснение того факта, что даже к 1917 году в России использовался труд бурлаков, ужасающе просто – деньги. Свое хоть сколь-нибудь значимое производство паровых двигателей (котлов) в стране отсутствовало. Те пароходы, что были в наличии, не могли на 100% удовлетворить запросы экономики страны. Между тем, труд крестьян оставался до безумия дешевым, а потому большинству тогдашних «успешных бизнесменов» было намного проще и выгоднее нанимать на такую работу мужиков, чем тратить на пароход.
И это еще хорошо, если нанимали мужиков. Женщина-бурлак была далеко не редким явлением в дореволюционной России. Более того, женские бригады набирались с куда большей охотой, ведь труд крестьянок стоил еще меньше, чем труд крестьян-мужиков. После отмены крепостного права загонять мужика палкой в бурлаки уже было не нужно, они сами туда охотно шли. Правда следует понимать, что их «охота» была продиктована исключительно тяжелыми условиями жизни и невозможностью хоть где-то нормально заработать, кроме как пойти тягать баржи.
Относительно большинства других способов заработка в бурлаках крестьянин мог неплохо заработать. За один сезон можно было поднять денег на весь следующий год. Правда, сумм этих хватало для того, чтобы не помереть с голоду, а не для того, чтобы позволить себе какие-то излишества. Конечно же, было немало и тех, кто от осознания безысходности и жалкости своего крестьянского бытия, невозможности вырваться за сословные рамки общества просто пропивал весь свой заработок за месяц-другой.
Интересно, что вокруг картины Ильи Репина «Бурлаки на Волге», нарисованной в 1873 году, произошел скандал, дескать художник порочил имидж державы в глаза соседей. Вот только Репин, к сожалению, лишь отразил в своем произведении печальную и объективную действительность страны, а также бедственное и удручающее положение абсолютного большинства ее жителей.
После революции 1917 года ситуация сразу не изменилась. Бурлаки все еще оставались нужны на протяжении всей Гражданской войны. Более того, в ходе конфликта между Красными и Белыми ситуация с паровым речным транспортом только усугубилась. Так, например, «замечательный человек» Александр Васильевич Колчак, которому в сегодняшней России ставят памятники и пытаются превозносить его как героя, отступая по Каме, сжег и затопил все баржи и немногочисленные пароходы. В результате чего труд бурлаков здесь был востребован еще почти десятилетие.
Решить вопрос с автоматизированным речным транспортом в России смогла только власть Большевиков в результате проведения индустриализации.