Poena cullei переводится с латинского как «наказание в мешке». После прелюдии в виде избиения осужденного палками или хлыстами искалеченного человека сажали в герметичный мешок из бычьей шкуры, но не одного, а с небольшим зоопарком. Чаще всего компанию жертве составляли собака, змея, петух и обезьяна. Мешок со всей живностью зашивали по принципу вакуумной упаковки, бросали на телегу и везли к ближайшему водоему, где отправляли на дно. Когда в мешке заканчивался воздух, агонизирующие животные в попытках выбраться на свободу наносили двуногому страдальцу жестокие раны.
Разумеется, такая казнь полагалась не только лишь всем. Чтобы пасть до Poena cullei, следовало стать отцеубийцей, хотя при императоре Константине в III веке нашей эры в мешок сажали за ликвидацию любого из родственников, включая двоюродных братьев и сестер.
Античные историки утверждают, что к Poena cullei римское право пришло не от хорошей жизни. На заре Древнего Рима отцеубийство считалось чем-то немыслимым, но после затянувшейся Второй Пунической войны общество озлобилось. Появились прецеденты, а юстиция вынужденно обратилась к креативу с мешком.
Каждое животное, помещенное внутрь вместе с осужденным, несло в себе сакральный смысл. Собака символизировала неуважение преступника к родителям, змея – горе родственников после злодеяния, а петух – совершенный проступок. Обезьяна, похожая на человека, но не имеющая права им считаться, изображала самого преступника.
Зачастую состав зверинца был неполным. Дело происходило в Европе – и экзотических для здешних мест обезьян невозможно было напастись. Иной раз в местах казней не находилось и подходящих водоемов. В таких случаях после порки преступников просто оставляли на растерзание хищникам. Возможно, отступление от классического сценария Poena cullei и вредило ритуальной составляющей, но конечной цели – умерщвлению преступника – не препятствовало.
По версии Плутарха, первым римлянином, наказанным за отцеубийство, стал Луций Гостиус на рубеже I века до нашей эры. Правда греческий философ не уточняет, как именно казнили Луция. Зато известно, что в мешках топили еще во времена Тарквиния Гордого, то есть за четыре века до этого. Однако наиболее вероятно, что Poena cullei появилось в римском праве все-таки после истории с Луцием. При разных императорах этот вид казни упразднялся и возвращался, но все же просуществовал в той или иной форме до IX века нашей эры, когда в моду вошло сожжение на костре.
Впрочем, идею Poena cullei подхватили на европейских задворках. Казнь в мешке приглянулась фемиде средневековой Саксонии. Немцы подошли к процедуре более практично. В мешок помещали змей, нарисованных на бумаге, а экзотических обезьян заменяли кошками. Сам баул делали изо льна и разделяли на несколько камер – чтобы преступник и котики не взаимодействовали друг с другом, отправляясь на дно. О, гуманизм!
Последнее применение Poena cullei в Саксонии зафиксировано в 1734 году (по другим данным, в 1749-м). В июне 1761 года это наказание отменили официально.
К сожалению, не удалось найти информации о значимых протестах по поводу использования животных. Вероятно, во времена, когда человеческая жизнь оценивалась в грош, живность воспринимали строго как расходный материал.