

Как понятно из названия статьи, практика эта называлась по-японски сокушинбутсу, что в переводе означает «достижение состояния Будды при жизни». Считается, что монахи, превратившие свои останки в нетленные, не умирают вовсе, а достигают особенного состояния «между жизнью и смертью», постоянно находясь в состоянии медитации и отрешенного созерцания. Они могут общаться даже с миром мертвых, только вот с живыми — проблема, но просветленным это ни к чему.
Процесс мумификации оттачивался практикантами на протяжении сотен лет и состоял из трех этапов по тысячу дней. То есть путь к состоянию мумии занимал без малого десять лет и требовал от монаха крайнего напряжения психических и физических сил, ведь убивать себя всегда дело нелегкое, тем более медленно. История умалчивает о том, сколько адептов умело преждевременно, так и не достигнув желанного уровня «состояния Будды».

Сам Кукай (774 – 835 н.э.) был японским монахом, чиновником, учёным, поэтом, художником и основателем эзотерической секты, известной как “сингон-сю”, соединившей в себе элементы буддизма, синтоизма, даосизма и других религий. Ближе к концу своей жизни Кукай вошёл в состояние глубокой медитации и отказался от пиши и воды, что, в конце концов, привело к его добровольной смерти. Его тело было погребено на горе Койя. Через некоторое время могила была вскрыта и Кукай был найден в состоянии, похожем на сон – его тело не изменилось, а волосы здоровые и крепкие.

Первым делом надо избавить тело от жира. Для этого буддист, решивший мумифицироваться, садится на диету, состоящую только из орехов и семян, и сидит на ней тысячу дней.
Следующая задача – выгнать из себя как можно больше воды. А поскольку организм состоит по большей части из жидкости, то на этом этапе возникает серьёзный дискомфорт. В этот период монах позволяет себе пожевать немного коры и корней сосны. Так проходит ещё одна тысяча дней.

Если чай вызывает диарею и рвоту, значит, всё идёт по плану. Так из тела выходит ещё часть жидкости, но, что для будущей мумии гораздо важнее, сок лакового дерева пропитывает внутренности, как бы «цементирует их» и защищает от образования всяких личинок.

Когда звонок переставал звонить, трубка извлекалась, а могила запечатывалась во избежание попадания воздуха. После того, как колокольчик прозвучал в последний раз, отсчитывали три года и выкапывали готового «сокушинбутсу». Несмотря на многолетние приготовления, не было никаких гарантий, что мумифицирование пройдет успешно, даже более того – за 900-летнюю историю существования секты известно не более 24 случаев превращения монахов в полноценные мумии. Подавляющее большинство практикующих приходилось хоронить «по-человечески» ,поскольку их останки оказывались даже очень тленными. Правда, тут имеется примечание – полноценный процесс возможен лишь при условии духовного просветления, иначе все физические действия теряли смысл. А вот нетленные останки православных монахов в Киево-Печерской лавре показывают, что искомого результата можно достичь безо всяких самоистязаний.
Если монах успешно мумифицировался, его выставляли в храме на всеобщее обозрение. Однако зачастую при вскрытии могилы обнаруживался лишь разложившийся труп, успешных случаев было немного
Мумии запечатывались вместе с личными вещами, которые они имели до смерти. У них удалялись глаза, но считалось, что они видят и чувствуют все, что происходит вокруг.

«Живых Будд» можно увидеть в храмах на севере главного японского острова Хонсю, чаще всего они находятся в маленьких храмах, затерявшихся в священных горах Ямагаты. Они малоизвестны и редко посещаются туристами. В более известном храме Дайничи мумии можно увидеть, но для этого необходимо попросить священников.

Первое известное воплощение в «сокушинбутсу» произошло в 1081 году и последнее – в 1903-м. В настоящее время эта практика запрещена правительством Японии, ни одна буддистская секта не имеет права её осуществлять, хотя желающих было бы много
