В течение нескольких поколений мужчины в семье Саркер рождаются с абсолютно гладкими кончиками пальцев. И хотя это не особо волновало их поколение или два назад, сегодня, когда замысловатые узоры на кончиках наших пальцев используются в качестве основного способа идентификации людей, это стало огромной проблемой. Например, из-за отсутствия отпечатков пальцев они не могут получить водительские права и отказываются путешествовать, неприятностей в аэропортах по той же причине.
«Я заплатил за обучение, сдал экзамен, однако они не выдали мне права, потому что у меня нет отпечатков пальцев, – недавно рассказал Амал Саркер в своём интервью для BBC. – Я часто сталкиваются с подобным неприятным опытом».
Амал добавил, что он всегда берёт с собой документ, подтверждающий, что он сдал экзамен, когда ведёт мотоцикл, однако это не помогает, когда полиция останавливает его. Он показывает им документ и свои гладкие кончики пальцев, однако они всё равно выписывают штраф.
Саркеры также не могут приобрести SIM-карты, поскольку правительство Бангладеш обязало при покупке проверять у клиентов отпечатки пальцев, сравнивая их с теми, что хранятся в национальной базе данных. Без отпечатков пальцев Апу и Амал Саркер не смогли приобрести SIM-карты, и теперь оба используют те, что были куплены на имя их матери.
Мужчины из семьи Саркер, проживающей на севере Бангладеш, страдают редким генетическим заболеванием, называемым адерматоглифией. О нём стало известно только в 2007 году, когда швейцарский дерматолог Питер Итин провёл обследование молодой швейцарки, у которой возникли проблемы с въездом в США из-за отсутствия отпечатков пальцев. С документами женщины всё было в порядке, однако властей насторожило отсутствие у неё отпечатков пальцев.
Исследование этой первой пациентки с адерматоглифией, а также нескольких членов её семьи, позволило установить, что причиной заболевания является мутация гена, известного как SMARCAD1. Это состояние, которое называют «болезнью, препятствующей иммиграции», никак не проявляется, кроме как в отсутствии отпечатков пальцев.
Адерматоглифия является настолько редкой, что пока что её наблюдают лишь в нескольких семьях по всему миру. Дерматолог Эли Шпрехер, который помог профессору Питеру Итину диагностировать это заболевание, предложил генетически протестировать мужчин из семьи Саркер, чтобы понять, страдают ли они адерматоглифией. И хотя это даст некоторую ясность, это никак не повлияет на их жизнь в мире, где отпечатки пальцев стали настолько важными.
«Я устал объяснять ситуацию снова и снова. Я обращался за советом ко многим людям, но никто не мог мне помочь, – пожаловался 22-летний Апу Саркер. – Кто-то предложил мне пойти в суд. Если другие варианты окажутся неудачными, мне придётся это сделать».
К счастью, передовые технологии позволили мужчинам из семьи Саркер частично решить их проблемы. Например, Апу, его брат и отец смогли получить смарт-карту после сканирования сетчатки глаза. Согласно Национальному департаменту удостоверений личности, мужчинам разрешат получить необходимые документы с помощью процедуры сканирования сетчатки глаза или распознавания лица.