Морской пехотинец США с китайским автоматом во Вьетнаме
Дугласы подавляли сигналы наведения советских ракет С-75, которые СССР поставлял вьетнамским повстанцам. И до определенного момента эта тактика прекрасно работала. Однако потом советские инструкторы придумали новую тактику. Они включали радары наведения уже после пуска ракет. В результате американцы часто не успевали отвести ракеты.
В эту ловушку попал и самолет Айсила Хэмблтона. Две ракеты прилетели прямо в их самолет. Из шести членов экипажа удалось катапультироваться только Айсилу. Самое плохое, что он приземлился в самый центр хорошо оборудованных вьетнамских позиций. Его окружали сотни вражеских танков, тысячи солдат и прекрасно оборудованные позиции ПВО.
Пилота нужно было спасать. Хотя бы потому, что Айсил Хэмблтон был полковником 42-го авиационного эскадрона. Владел секретными сведениями и являлся экспертом по межконтинентальным баллистическим ракетам. Окажись он в руках советской разведки и американцам был бы нанесен серьезный удар по национальной безопасности.
Сам пилот получил множество травм при приземлении и имел при себе только рацию, флягу с водой, пистолет и аптечку. Он хорошо спрятался в джунглях и придя в себя начал вызывать помощь. К нему вылетели два вертолета, но они оказались под мощным огнем вражеских ПВО. Один вертолет был сбит, второй был вынужден улететь обратно.
Затем, чтобы расчистить дорогу вертолетам, по этому маршруту были отправлены два самолета штурмовика. Но и они потерпели неудачу. При этом был сбит самолет корректировщик. Один из пилотов был захвачен вьетнамцами, а второй, Марк Кларк, спрятался и тоже стал просить помощи.
Бомбардировщик Б-52 во Вьетнаме
Попытки спасти полковника не прекращались. Следующий вертолет добрался до нужного места и Хэмблтон даже сумел запустить сигнальную ракету. Но в этот момент вертолет попал под сильный огонь из джунглей и был сбит. Из шести человек спасательной команды не уцелел никто. На шестой день американцы потеряли еще один самолет корректировщик, оба пилота попали к вьетнамцам.
Операция по спасению полковника шла уже неделю и не имела никакого успеха. Решено было спасать Хэмблтона по воде. Для этого нужно было передать ему маршрут к точке эвакуации. Но все переговоры прослушивались.
К счастью его спасло его увлечение гольфом. Радисты предложили ему сыграть на его любимом поле "Тусон нэшнл" и открыто передавали ему предложение двигаться от одной лунки к другой и выбивать мяч. Так он понимал куда и на какое расстояние ему двигаться.
Так полковник оказался на берегу реки Му Ганг и стал ждать спасательную группу. На помощь ему отправился лейтенант Томас Норрис из NAVY SEALs, который совсем недавно вытащил Марка Кларка, пилота самолета-корректировщика, что должен был спасать Хэмблтона, но был сбит.
Норрис взял с собой юновьетнамского спецназовца по имени Нгуеном Ван Китом. Они переоделись в рыбаков и сев в лодку поплыли по обозначенным координатам. Под прикрытием тумана они пробрались мимо всех патрулей, периодически проплывая мимо спящих вражеских солдат.
После нескольких часов поисков летчик был найден в очень плохом состоянии. Без сознания и потерявший 20 кг веса, Хэмблтон вызывал серьезные опасения. Было решено не ждать вечера и вывозить его прямо днем.
Спецназовцы налегли на весла. Но прикрытия из тумана уже не было и вьетконговцы периодически замечали странных рыбаков и открывали по ним огонь. Бойцы на лодке не отвечали, они старались как можно быстрее покинуть район. Лишь когда они натолкнулись на крупнокалиберный пулемет, Норрис был вынужден вызвать помощь штурмовиков, которые расчистили им дорогу.
Всего операция по спасению заняла 11 суток и прошла в целом успешно. Если не считать того, что американцы потеряли пять самолетов и вертолетов и 13 членов экипажа.