Как в царской России относились к людям нетрадиционной ориентации

Как в царской России относились к людям нетрадиционной ориентации

вС миру по нитке / Свежее

Такое понятие как «содомия» нередко встречается церковных и светских текстах Древней Руси. Особенно часто оно упоминается как один из тяжких грехов.


Допетровский период

При детальном изучении древнерусских литературных источников становится ясно, что представления о содомии носили в допетровской Руси довольно расплывчатый характер и включали в себя любые отклонения от нормальных половых отношений. Содомитами считались не только мужчины, вступающие в интимные отношения с другими мужчинами, но, например, женщины и мужчины, предпочитающие менять позы во время близости. Но в целом на Руси к этому относились терпимее, чем в странах Европы. Уголовного наказания за содомию не было вообще, предусматривалось исключительно церковное покаяние. При этом, накладывая епитимью, священник принимал во внимание брачный статус грешника и его возраст, и учитывал, был ли он «пассивной» или «активной» стороной. 


В целом наказание за мужеложство бытовало в тех же пределах, что и за обычное распутство: накладывалось церковное покаяние сроком от 1 года до 7 лет. Покаяние заключалось, например, в отлучении от причастия на некоторый период времени, в определенном количестве земных поклонов, посте и т. п. При этом если между мужчинами не доходило дело до анального контакта, то проступок квалифицировался как «рукоблудие», которое наказывалось мягче.


Период Петра I и XVIII столетие

В целом ситуация с законодательством относительно содомии в древней допетровской Руси говорит о том, что этот грех, хотя и бытовал, и даже довольно широко, он все же не получил чрезмерного распространения. Специалисты в области юриспруденции именно так трактуют ситуации, когда преступление в законодательных актах не детализируется или отсутствует вовсе.


При Петре I положение изменилось. Сам государь, отличавшийся широтой взглядов, был, как известно, весьма женолюбив, но при этом молва приписывала ему и контакты с мужчинами. Однако это не помешало ему в 1706 году принять воинский артикул (списанный со шведского воинского статуса), в котором «ненатуральное прелюбодеяние со скотиной», «муж с мужем» и «которые чинят блуд с ребятами» каралось ни много ни мало — сожжением на костре. Впрочем, в уставе от 1716 года положение о сожжении на костре исключено и заменено телесным наказанием, а в том случае, если соитие с мужчиной происходило с применением насилия, — вечной ссылкой. Распространялось это исключительно на военных. Гражданское население за такого рода прегрешения каралось по-прежнему церковным наказанием.


В эпоху Екатерины II порка для военных за однополые контакты была отменена, поскольку императрица полагала, что «стыд и бесславие», сопровождавшие арест за содомию, – сами по себе достаточное наказание.


XIX век

XIX столетие, время просвещения и расцвета русской культуры и искусства, ознаменовалось еще и распространением мужеложства. В высшем петербургском обществе едва ли не в полный голос говорили о скандальной связи министра просвещения Уварова и молодого князя Дондукова-Корсакова. Князь никакими дарованиями, кроме красоты, не отличался, однако Уваров назначил своего любовника вице-президентом Академии наук. Это дало Пушкину повод написать эпиграмму: «В Академии наук заседает князь Дундук. Говорят, не подобает Дундуку такая честь. Отчего ж он заседает? Оттого, что …а есть». Говорили так же и о том, что молодой красавец Дантес, убийца Пушкина, был усыновлен голландским посланником Геккерном тоже не просто так и что между этими людьми существовала противоестественная связь. Таких случаев было довольно много и общество смотрело на них с насмешливым пониманием.


Однако широкое распространение мужеложства вызвало тот факт, что с 1832 года он перестал быть исключительно религиозно-нравственной проблемой, а перешел в юридическую плоскость. В новый Уголовный кодекс, составленный по Вюртембергскому образцу, был включен параграф 995, касавшийся мужеложства. Половой контакт между мужчинами карался лишением всех прав состояния и ссылкой в Сибирь на 5 лет. Параграф 996 предполагал каторжные работы от 10 до 20 лет за изнасилование или совращение малолетних.


Это законодательство действовало до 1903 года, когда было принято новое Уложение о наказаниях. Оно было значительно мягче в том, что касалось мужеложства. Согласно статье 516, контакт между мужчинами наказывался тюремным заключением на срок до 3 месяцев. Если возникали отягчающие обстоятельства, такие как применение насилия и совращение несовершеннолетнего, виновному грозил срок от 3 до 8 лет. Отец писателя Набокова известный юрист Владимир Набоков предлагал вообще отменить наказание за добровольное мужеложство между взрослыми людьми, однако это предложение не было принято.




Комментарии (2)
Добавить комментарий
Прокомментировать
vk odnoklassniki facebook mailru google yandex
Fastboot
#1 Fastboot Журналист 27 октября 2021 10:01
0

за то щас им раздолье agree можно в общественных местах показыватся. а по телику педерастом быть престижно

Storm
#2 Storm Шутник 27 октября 2021 18:54
+3

Неплохая попытка, содомиты, но нет...


Войти через:
vk odnoklassniki facebook mailru google yandex