Очень страшные и интересные подробности несут истории средневековья. Как-то мы вскользь упоминали «руку славы» в «То, что мы вероятно не знали про ПАЛАЧЕЙ». Оказывается это настоящая криповая легенда про черное колдовство в связке с ворами и бандитами. До чего люди только не додумывались в тёмные века. И какие только злодеяния не совершали. Может инквизиция не зря делала своё «жгучее» дело. Далее по тексту подробный разбор и информация с подробностями 18+.
Поклонники юного волшебника Гарри Поттера наверняка помнят забальзамированную руку, которая хватала его во второй книге и в фильме. Джоан Роулинг придумала эту сцену на основе реальных историй.
Рука славы — предмет из средневековых европейских легенд, якобы обладающий магическими свойствами. Представляет собой засушенную кисть руки человека, который был повешен. Иногда называется «зловещей рукой» или «рукой, сделавшей дело».
Как и все люди, которым часто приходится слепо полагаться на удачу, преступники — невероятно суеверный народ. Но представьте насколько суеверными были воры и разбойники в Средневековье — они были готовы буквально отдать последнюю рубашку за волшебное снадобье или могущественный артефакт, который поможет им стать лучшими в своем деле. Одним из таких предметов как раз была Рука славы.
Это затейливое приспособление использовали по всей Европе: от России до Ирландии, от Скандинавии до Италии, поэтому в разных местах форма менялась. В самом простом виде Рука смерти представляла собой высохшую руку висельника, в кулаке которой зажималась свеча.
Сейчас мы знаем об этом любопытном воровском артефакте благодаря описаниям в литературе тех лет. Два самых важных источника, что характерно, оказались с двух разных полюсов средневекового мира: посвященный магическим ритуалам оккультный гримуар Petit Albert и справочник охотника на ведьм Compendium Maleficarum. Причем, в последнем описание оказывается едва ли не подробнее и полезнее для преступников.
Кроме того, существуют и сохранившиеся до наших дней образцы Руки славы. Самый известный из них был найден краеведом-историком Джозефом Фордом в местечке Кастлтон. История почти в духе Лавкрафта: крестьяне нашли тайник с мумифицированной ладонью при разборе старинного дома и, к счастью, догадались обратиться к образованному человеку. Тот распознал в ней знаменитую Руку славы и передал в местный музей, где она и хранится по сей день.
В английском музее Уитби среди экспонатов есть «реальная» средневековая Рука славы.
В 2014 году в одном из старинных замковых архивов графства Йоркшир (Великобритания) была обнаружена мумифицированная человеческая рука (точнее, только кисть). После обследования установили, что отрезана она была все-таки у мертвого человека. Это немного успокоило владельцев замка, но и подстегнуло их любопытство.
После продолжительного исследования древних манускриптов обескураженные обладатели мрачного артефакта узнали, что теперь им принадлежит так называемая «Рука Славы». Несмотря на то что англичане, французы и другие западноевропейские народы используют именно это словосочетание («The Hand of Glory» англ. — «Рука Славы»), в русской традиции нередко встречается и наименование «Рука Судьбы».
По-французски артефакт зовется «Main de Gloire» («Рука Славы»). Специалист по этимологии УолтерСкит предположил, что это название может быть искаженным вариантом слова «мандрагора». Такая связь отчетливо указывает на магический характер предмета. Подробности его изготовления повергают в ужас. Самое интересное, что найденная в 2014 году рука — единственный сохранившийся до наших дней оригинальный образчик такого амулета.
Из чего делали Руку Славы
Создавали амулет только из настоящих человеческих кистей. «Материалом» для изготовления служили конечности повешенных преступников. Такой способ умерщвления был повсеместно распространен в Европе в X—XVIII веках. Публичное место казни окружали не только горюющие родственники и любопытные с нездоровыми наклонностями. Окончания «процедуры» поджидали также ведьмы и знахари всех мастей.
После того как удовлетворившая жажду крови толпа растекалась по городу и площадь с виселицей пустела, колдун платил палачу небольшую мзду и отрезал у повешенного руку. Об этой традиции многие знали и даже неплохо на ней наживались. Чтобы изготовить амулет «Рука Славы», нужно было отрезать кисть, пока мертвец еще качался в петле. Как только тело вынимали и отправляли на погост, его конечности оказывались бесполезными.
Просто отрезать руку у только что повешенного человека было недостаточно. Требовалось правильно ее «приготовить», чтобы амулет обрел нужную силу и мог долго храниться у нового хозяина. Умельцы, создававшие такие вещи, целый месяц вымачивали кисти в щедро сдобренной солью лошадиной моче. Иногда для ритуала использовалась моча собак или женщин.
В «адское варево» добавлялись травы, содержащие дубильные вещества и яды. По окончании мумификации Руку Судьбы подвешивали на дуб на 3 дня и 3 ночи. После сушки амулет следовало тайком отнести в церковь и незаметно повесить на одной из ее дверей. Мумифицированная кисть должна была провести в храме одну ночь.
Затем колдун пропитывал ее пальцы воском или жиром все того же казненного преступника и делал из них что-то наподобие свечей. Последние следовало зажигать, произнося особое заклинание. И только тогда Рука Судьбы считалась полностью набравшей магическую силу.
«Особая ветвь гомеопатической магии специализируется на покойниках: согласно гомеопатическому принципу, вы можете с помощью костей мертвеца или вообще всего, тронутого дыханием смерти, сделать людей слепыми, глухими и немыми, как покойник.
Другие традиции
В ряде колдовских книг Средневековья встречаются описания других способов «производства» Руки Славы. На севере Англии, во Франции и Испании отрезанную кисть висельника заворачивали в кусок савана и подвешивали так, чтобы стекла вся кровь. Обескровленную конечность опускали в сосуд с селитрой, жгучим перцем и солью. Амулет 2 недели «мариновался» в этом растворе, а затем сушился на солнце.
Фитиль для свечи, изготовленной из жира покойника, делали из его же волос. Рука Судьбы являлась своеобразным подсвечником для такого осветительного прибора. Пламя обладало особыми качествами. Увидеть его мог только человек, рискнувший зажечь свечку. Тушить последнюю нужно было молоком, иначе пламя могло перекинуться на кожу. Если посторонний осмеливался взглянуть на горящую Руку Славы, он тут же застывал на месте.
Для чего Рука Судьбы использовалась
Несмотря на столь ужасающие подробности изготовления амулета нужен он был всего лишь для удачного воровства. Покупали такие артефакты грабители, залезавшие в дома богатых граждан в их отсутствие или по ночам, пока все домочадцы и слуги спали. Криминальные личности средневековой Европы верили, что Рука Судьбы поможет стать исключительно удачливым вором.
Перед тем как идти на «дело», преступник зажигал на руке висельника свечи-пальцы и произносил над ними специальные слова.
Считалось, что таким заговором можно наслать на обитателей нужного жилища крепкий сон и без проблем заниматься грабежом. Были ли амулеты и производимые с их помощью обряды эффективными, история умалчивает. Вероятно, не все Руки Судьбы оказывались такими уж действенными.
По этой причине воры предпочитали заказывать амулеты только из конечностей самых отпетых висельников. Считалось, чем тяжелее совершенные ими преступления, тем большей силой будет обладать талисман. Со временем об истинном назначении артефакта человечество забыло. Руку Судьбы стали воспринимать как могущественный символ, едва ли не помогающий свести знакомство с самим Дьяволом.
«Нередко предписывалось изготовлять воровскую свечку из пальца новорожденного или, еще лучше, мертворожденного ребенка. В других случаях считалось необходимым, чтобы вор имел при себе по одной такой свече на каждого жителя дома, потому что, будь у него одной свечой меньше, кто-нибудь в доме обязательно проснется и схватит его. В XVII столетии случалось, что грабители нападали на беременных женщин, чтобы извлечь на такие свечи плод из их утробы» (Дж.Дж. Фрэзер. Золотая ветвь).
Более ужасные подробности
Свечи делались из нерожденных детей, вырезанных из матки. По этой причине часто случалось, что женщин продавали бандитам за большие деньги.
Однажды такая история произошла на мельнице. У мельника работала беременная служанка. Как-то ночью к ней пришел ее жених. Перед домом мельника он увидел фуру, накрытую дерюгой. Из нее доносились сдавленные стоны. Парень заглянул в окно мельниковой комнаты и увидел нескольких человек вместе с мельником. Они считали деньги – большую кучу серебряных монет на столе. Парень заподозрил неладное и заглянул в фуру. Из-под дерюги он вытащил свою невесту. Рот ее был завязан тряпкой. Он отнес ее в безопасное место и развязал. Тем временем грабители вышли из дома и что есть мочи погнали лошадей, думая, что увозят богатую добычу.
Воры-взломщики во многих странах использовали особенный вид магии. Так, у южных славян взломщик иногда начинал ограбление с того, что подбрасывал над домом кость покойника, говоря с едким сарказмом произносил специальную речь после чего все должны были уснуть крепким сном.
На острове Яма взломщик берет с могилы землю и рассыпает ее вокруг дома, который он намеревается ограбить, будто бы погружая его обитателей в глубокий сон. С той же целью индус насыпает у двери дома золу с погребального костра, перуанские индейцы — пыль от истолченных костей покойника, а взломщик-русин вынимает из берцовой кости мозг, заливает туда сало и поджигает его. После того как сало загорится, он трижды обходит вокруг дома с такой своеобразной свечой, что якобы заставляет обитателей дома заснуть мертвым сном. Или тот же русин делает флейту из ножной кости мертвеца и играет на ней, отчего будто бы всех слушателей одолевает дремота. С той же злонамеренной целью мексиканские индейцы использовали левое предплечье женщины, которая умерла при рождении первого ребенка. Прежде чем войти в дом, намеченный для ограбления индеец стучал костью о землю. Это должно было вызвать у жителей дома потерю дара речи и способности двигаться; видя и слыша, они становились совершенно бессильными, как мертвые.
Сейчас образ, связанный с Рукой славы не только не угас, но и весьма неожиданным образом набрал популярность. Произошло это благодаря тату-мастерам, которые явно позаимствовали идею из криминальной среды и растиражировали ее. Некогда оккультный артефакт стал относительно распространенной основой для татуировок, принтов на футболках и даже для росписи скейтбордов.
В качестве контр-колдовства владельцы домов изготовляли мазь из крови совы-сипухи, жира белых кур и желчи черных кошек и размазывали это на своих порогах.
«Руки славы» относили к деяниям ведьм в те века, когда шла охота на ведьм. В 1588 году две немки, Ничель и Бессерс, которых обвинили в колдовстве и эксгумации трупов, признались, что они отравляли беззащитных людей, зажигая «руки славы», чтобы сделать их неподвижными. Джон Фиан, которого жестоко пытали на суде ведьм в Шотландии в 1590 году, признался, что он использовал «руки славы», чтобы ворваться в церковь, где он служил службу дьяволу.