Однажды в послевоенное время мастер спорта СССР и чемпион Средней Азии по боксу Георгий Свиридов увидел, как советский боксёр Андрей Борзенко с особенным ожесточением молотил на ринге немецкого соперника. Борзенко вёл себя на ринге слишком агрессивно, безжалостно избивая противника – выдал тому 9 нокдаунов! Кстати, после того боя немец бросил бокс. Только после завершения чемпионата Свиридов узнал, почему Борзенко так жёстко проводил бой – у того были весьма веские основания не любить немцев.
Спортсмены познакомились и разговорились. Когда Свиридов узнал удивительную историю из жизни своего нового товарища, то пришёл в изумление: оказывается, Андрей Борзенко в начале Великой Отечественной войны попал в плен и стал узником Бухенвальда. Чтобы выжить в этом печально известном концлагере, он вынужден был выходить на ринг против других заключённых, в основном уголовников, а также против охранников и эсэсовцев. Андрея Борзенко морили голодом, калечили ему ноги, но советский боксёр продолжал биться и побеждать, унижая и нокаутируя чистокровных арийцев из СС. За три года, проведённых в одном из самых страшных нацистских концлагерей – Бухенвальде – Андрей Борзенко выиграл не менее 80 боёв.
Узнав обо всём этом, Георгий Иванович Свиридов, который был не только первым председателем Федерации бокса СССР, но также и заметным литератором, проверил сведения Борзенко в архивах КГБ и написал книгу «Ринг за колючей проволокой». В ней он отразил удивительный подвиг простого русского парня, обладавшего стальным характером и незаурядной силой воли.
Андрей Михайлович Борзенко родился в 1920 году в Ташкенте. Спортсмен с несгибаемым духом, комсомолец и двукратный чемпион Узбекистана по боксу был призван в Красную Армию в мае 1941 года. Служить он попал в киевский военный округ, где и встретил начало войны. Советские войска не смогли удержать столицу Украины. Во второй половине сентября четыре советских армии оказались в жутком Киевском котле. В окружение попали 532 тысячи красноармейцев. Одним из них был и Андрей Борзенко, который после двух ранений оказался во вражеском плену. До конца 1941 года он находился в шталаге – так немцы называли любой лагерь для военнопленных рядового и сержантского состава. Условия содержания в шталаге были ужасными – пленных кормили только один раз в день, и они быстро превращались в дистрофиков. После второго неудачного побега из киевского шталага Андрея Борзенко отправили в знаменитый концлагерь Бухенвальд.
«Горы трупов, стойкий сладковатый запах горелого человеческого мяса и ощущение затаившейся смерти», – таковы были первые впечатления Андрея от страшного лагеря. Нацисты назначили выносливого спортсмена бригадиром на каменоломне. Андрей щадил своих «подчинённых», направляя особо истощённых на более лёгкие работы. А его самого в конце каждой недели ожидал боксерский поединок.
Заместитель начальника Бухенвальда был ярым фанатом бокса. Он приказал отыскать среди узников самых сильных атлетов. Борзенко бился с поляками, венграми, а также с немцами, которые желали померяться с ним силами. Со временем Андрей стал считаться лучшим боксёром среди всех, кто участвовал в гладиаторских боях за колючей проволокой. Борзенко обладал отличными навыками – был мобильным, тактически грамотным и имел «туза в рукаве» – мощнейший апперкот с левой руки. Благодаря которому почти все поединки завершал нокаутом.
В одном из боёв своим знаменитым апперкотом он вырубил немецкого уголовника, который до войны был чемпионом Гамбурга. Этот бандит, который на свободе любил участвовать в подпольных боксёрских схватках, был посажен в концлагерь за неоднократные разбои и убийства. Выйти против огромного разбойника, вес которого превышал 100 кг, не изъявил желания ни один из заключённых. Видя это, немецкие надзиратели решили вручить победителю не только традиционную награду – буханку хлеба, но ещё и банку тушёнки. Приз был весьма ценным и лысый громила, голова которого была усеяна шрамами после уличных драк, был отправлен русским бойцом в глубокий нокаут.
Непобедимый «красный гладиатор» сильно бесил нацистов: Андрею урезали пайку, били и грозили расстрелом. А однажды даже сломали прикладом ногу, из-за чего заключённый не мог драться полгода.
Самый напряжённый бой в концлагере Бухенвальд Андрей Борзенко провёл против чемпиона Германии в тяжёлом весе среди войск СС по имени Вилли. Этот поединок имел не только большое спортивное, но и политическое, а также моральное значение. Это было сакральное противостояние двух миров, двух систем. Огромный, двухметрового роста СС-овец Вилли был знаменит своими зверствами: он мог забавы ради убить своими гигантскими кулаками истощённых узников перед отправкой их в газовую камеру. Вот как описал начавшийся бой прозаик Георгий Свиридов в своей книге «Ринг за колючей проволокой»: «В сравнении с немецким великаном Андрей выглядел мальчиком. Наш боксёр сразу понял, что перед ним опытный, коварный боксёр, владеющий разнообразной техникой и приёмами. В первых раундах он чудом отбивался от тяжеленных ударов откормленного головореза».
Поединок немецкого гиганта с истощённым русским бойцом был очень тяжёлым для нашего парня. Он держался из последних сил и каким-то чудом отражал сокрушительные удары противника, в том числе и запрещённые, на подлость которых судья закрывал глаза. Вилли злился и удивлялся – почему этот измождённый и голодный полускелет до сих пор оказывает ему сопротивление. Как потом вспоминал Андрей, он опасался, что едва ли протянет ещё один раунд. И тогда он решил пойти на хитрость. После очередной серии мощных ударов немца Борзенко сделал вид, что почти повержен и зашатался. А когда увалень Вилли полез его добивать, Андрей влепил ему свой «коронный» апперкот в правую челюсть. Бесчувственная туша СС-овца грохнулась на помост ринга. Воцарилась полная тишина. Зрители-немцы сидели в растерянном молчании…
До сих пор остаётся загадкой, почему нацисты не расправились с советским боксёром, отправившим в нокаут их чемпиона.
В концлагере Андрей Борзенко в общей сложности одержал около 80 побед и ни разу не проиграл ни один бой. Боксёр пробыл в Бухенвальде до самого освобождения концлагеря в апреле 1945 года. На воротах этого страшного заведения было написано изречение античного философа Цицерона «Каждому своё». Эти слова после войны наш герой трактовал неожиданным образом. Боксировать из-за покалеченной в лагере ноги на прежнем уровне он больше не мог, поэтому выучился на медика-хирурга и спасал жизни людей в родном Ташкенте. Андрей Борзенко стал одним из ведущих хирургов города, он первым в Узбекистане начал проводить сложнейшие операции на сердце.
Вот вам очередной пример Судьбы Человека, который можно описать знаменитыми строчками поэта Николая Тихонова:
Гвозди б делать из этих людей:
Крепче б не было в мире гвоздей.