Эпоха Ренессанса породила множество знаменитых талантов. Больше всего на этом фоне выделяется Леонардо да Винчи — гениальный изобретатель, инженер, учёный, архитектор и художник. Многие споры о его трудах рассматриваются на тематических форумах; но все они меркнут по сравнению с картиной "Мона Лиза", выставленной во французском Лувре. Некоторые загадки этого портрета таковы:
• Личность изображённой женщины так и не была однозначно установлена, несмотря на предположения. Некоторые считают её дворянкой из Флоренции, чьим мужем был Франческо дель Джокондо (отсюда пошло второе название картины). Другие принимают её за боевую графиню Катерину Сфорца, воевавшую против скандально известной семьи Борджиа.
• Та самая "улыбка" не позволяет точно сказать, какие эмоции испытывает Мона Лиза. Эксперты подмечают факт того, что Леонардо использовал трюк с перспективой при написании картины: улыбка различима, если человек посмотрит ей в глаза. При смене ракурса и расстояния люди отмечают разные эмоции.
• Да Винчи мог оставить секретные символы, едва различимые без средств приближения и освещения.
• Взгляд Моны Лизы удивляет посетителей музея нешуточным образом. Несмотря на отведённые в сторону глаза, она умудряется смотреть непосредственно на зрителя. Вышеупомянутый трюк с перспективой также "работает на ура": угол обзора не имеет значения — ничто не ускользает от пристального взгляда женщины.
• Её красота подчёркивается не только чертами лица, но и соблюдением правила "золотого сечения". Леонардо оценил математический трюк, назвав его "божественной пропорцией". Если мысленно провести прямоугольник от макушки головы до подбородка, то нос "встаёт как влитой" прямо посередине.
• Перед Первой мировой войной картина была украдена итальянским сотрудником музея. Он придумал легенду о том, что сам Наполеон Бонапарт выкрал Мону Лизу из Флоренции во время своих походов по Европе; похититель решил "сделать доброе дело", вернув полотно в родную страну. На самом деле всё оказалось иначе: творение да Винчи старались использовать для того, чтобы организовать продажи подделок за большие деньги.