Более 200 лет гремит в Москве слава Сандуновских бань, которые считаются старейшим самым роскошным общественным банным комплексом российской столицы. Но вот интересный факт – В Москве «купцов дела банного» с такой фамилией не было никогда. Зато в конце 18-го века в Петербурге блистала певица Елизавета Сандунова. История её жизни куда интереснее самого захватывающего любовного романа. А началось всё с удивительной красоты бриллиантового перстня, подаренного императрицей Екатериной Великой.
Фамилии у этой юной ученицы Театральной школы при Эрмитажном театре не было – сирота, неведомо чья, ни отца, ни матери. А посему имя талантливой юной певицы на театральных афишах не значилась. Чему очень удивилась императрица Екатерина Великая, которая почтила своим вниманием один из спектаклей. Тогда-то царица и поинтересовалась у надзирающего за театрами князя Безбородко: «Как это нет фамилии?!» А юная Лизонька бросилась перед Екатериной на колени со словами: «Вы – моя единственная матушка… Другой не знаю!» Императрица расчувствовалась, подняла юную певицу с колен и сказала: «Раз так, то и фамилию я тебе дам. Не так давно астроном сэр Уильям Гершель из Англии нашёл новую планету и дал ей имя Уран. А я открыла тебя – быть тебе Урановой!»
Публика Эрмитажного театра была в восторге от Лизаньки Урановой.
С тех пор сирота-воспитанница Петербургского театрального училища Лизонька стала певицей Елизаветой Урановой. Прошло ещё пару месяцев и после спектакля императрица приказала привести певицу в свою ложу. А когда Елизавета пришла, протянула ей коробочку – на синем бархате переливалось всеми красками радуги кольцо с большим бриллиантом. И дала императрица своей подопечной строгий наказ: «Пела ты, Лиза, о любви да о муже, и решила я тебе перстень волшебный подарить с моим наказом: никому, кроме жениха, его не отдавай. Тогда у тебя любовь крепкая будет!»
Певец Сила Сандунов и князь Безбородько.
И с того дня стало всё в жизни Елизаветы налаживаться. И жених нашёлся - актёр и певец Сила Сандунов. Правда, настоящая его фамилия была Зандукели, и он был выходцем из известного грузинского рода. В театр он попал в 25 лет, когда приехал в Москву. И тогда он понял, что жить без театра не может. Семья была против его актёрства. И после очередного крупного скандала с родителями он сменил фамилию на русский лад и остался в Москве, а позже переехал в Петербург. Его бас завораживал публику, не влюбиться в него было просто невозможно, и сердце Лизоньки тоже дрогнуло.
Но была одна проблема - светлейший 44-летний князь Безбородко, куратор театров, не давал прохода молодой певице. А однажды и вовсе заявился к ней в гримёрку со словами: «Не пугайтесь меня, Лизонька! Я добр и щедр. Я Вам всё, что хотите, дам!» и засунул в корсаж толстенную пачку денежных купюр. Девушка со слезами бросила деньги в горящий камин. А на следующий день Силе Сандунову объявили, что он отыграл свой последний спектакль, и высылается в Херсон.
Следующим вечером на сцене шла опера «Федул с детьми» по пьесе самой Екатерины, а главную партию исполняла Елизавета Уранова. Когда действо закончилось молодая певица, упав на колени перед императорской ложей, протянула в сторону государыни «жалобную петицию».
Екатерина II петицию подписала и свадьбу любимицы разрешила.
Утром императрица уже принимала любимицу в императорских покоях и, выслушав грустную историю о Сандунове, пообещала, что жениха в Петербург вернут незамедлительно и свадьбу разрешила. Виновных же в попустительстве проказам князя обещала наказать.
Правда, и князь сдаваться не собирался. Правда, он выбрал новую тактику – стал засыпать Елизавету подарками. И когда в гримёрке певицы оказалась новая шкатулка с роскошным бриллиантовым гарнитуром - браслет, кольцо, ожерелье и сережки – Сила Сандунов сначала устроил разнос, а потом решил, что бриллианты возвращать всё же не стоит – лучше взять за моральный ущерб. К тому же отъезд молодых супругов в Москву был уже делом решённым.
Как оперный певец Сандунов стал известнейшим московским банщиком
В 1974 году чета Сандуновых переехала в Москву. Силу с распростёртыми объятиями встретил Петровский театр, где скоро он занял пост режиссёра. Лиза же выступала на сцене нечасто, всё больше времени проводила дома и скучала по любимому Петербургу.
Довольно скоро Сила Сандунов принёс жене хорошее известие – он купил большой дом недалеко от театра, прямо на берегу реки Неглинки. И после недолгих размышлений супруги решили, чтобы было бы неплохо устроить здесь городские бани. Вот только для этого нужно было скупить у соседей землю. И тут в ход пошли и бриллианты, подаренные князем, и перстень от императрицы. На эти высочайшие подарки и начали строительство Сандуновских бань. И в 1808 году не просто бани, а настоящий дворцовый комплекс, принял первых посетителей. Москвичи приходили сюда не просто попариться и помыться, а полюбоваться красотой. И нужно сказать, было чем любоваться!
Легендарные Сандуновские бани.
Здание Сандунов было каменным, чтобы предотвратить пожар, а внутри бани разделили на три отделения - «дворянское», «купеческое» и «простонародное», в каждом из которых были мужская и женская территория, а также парилки и «мыльные комнаты». Потолки и стены были отделаны яшмой малахитом и мрамором, повсюду стояли диваны и зеркала, а потолки украшали люстры из хрусталя.
И что важно, при таких роскошных интерьерах билеты в Сандуновские бани стоили недорого – позволить себе попариться могли и представители высшего света, и простой люд. Здесь бывали герой Отечественной войны Денис Давыдов, поэт Александр Пушкин, художник Орест Кипренский и многие другие известные личности, которые порой создавали даже клубы по интересам. Так Сандуновские бани стали явлением новым в Москве и настоящей достопримечательностью. Известный журналист Владимир Гиляровский в своей книге «Москва и москвичи» так отписывал Сандуны: «...Со всеми удобствами: с раздевальной зеркальной залой, с чистыми простынями на мягких диванах, вышколенной прислугой, опытными банщиками и банщицами. Раздевальная зала сделалась клубом, где встречалось самое разнообразное общество, — каждый находил здесь свой кружок знакомых, и притом буфет со всевозможными напитками, от кваса до шампанского. В этих банях перебывала и грибоедовская, и пушкинская Москва, та, которая собиралась в салоне Зинаиды Волконской и в Английском клубе».
Но всё же лучшей рекламой для бань, по мнению самого Гиляровского, была история известной актрисы и певицы Елизаветы Сандуновой.
Семейная трагедия Сандуновых
Популярность бань только росла. И даже после Отечественной войны 1812 года они не пострадали. А вот в семье Сандуновых случился разлад. Елизавета узнала, что её благоверный зачастил в особняк дворянки Столыпиной к актрисе её крепостного театра Лизавете Горбуновой. Устраивать скандалы она посчитала ниже собственного достоинства. Но в один из дней, когда под утро супруг не вернулся домой, приказала слугам собираться в Петербург. Когда неверный муж вернулся домой, её уже не было.
Супруги Сандуновы.
В Петербурге Елизавета Сандунова вернулась на сцену, и каждое её выступление проходило с настоящим фурором. А вот Силу из-за отношений с крепостной девицей из московского театра попросили. К тому же стало известно, что в 1814 году она родила от него сына, который был записан воспитанником Силы Николаевича, но его родовую фамилию всё же получил. В 1820 году у Сандунова начались серьёзные проблемы со здоровьем, и он скончался.
Елизавета Семёновна бывшего мужа переживала на 6 лет. По воспоминаниям современников, приехала она как-то по делам в Москву и простудилась. А когда через несколько дней ей стало легче, отправилась в ювелирную лавку, сделать себе приятность. И в одной из витрин увидела то самое кольцо, подаренное ей императрицей и проданное в своё время для строительства бань. Перстень она тут же купила и домой вернулась счастливая, приговаривая: «Вот нашлась потеря, да уж Силы нет. Некому дарить!..» Утром Елизаветы Сандуновой не стало. А история Сандуновских бань на этом не закончилась.