«Дорога Мужества», Осколяночка, Объект №217 – всё это названия железной дороги Старый Оскол – Ржава, построенной в невиданно короткий срок в условиях военного времени и ставшей настоящим трудовым подвигом.
План наступления советских войск на Курской дуге летом 1943 года требовал в кратчайший срок обеспечить советские войска всем необходимым для обороны и последующего наступления. Однако Воронежский фронт не имел достаточной сети железных дорог. Для подвозки грузов использовалась железная дорога «Касторная – Курская» Центрального фронта, которая была сильно перегружена и подвергалась систематическим налетам авиации противника.
По ходатайству Военного совета Воронежского фронта было принято решение за два месяца построить железнодорожную линию «Старый Оскол – Ржава». с 15 июня по 15 августа 1943 года предстояло выполнить огромный объем работ: создать насыпь, построить 10 мостов, уложить 95 км железнодорожного полотна.
На строительство дороги было направлено 25 тысяч человек местного населения. Вместе с трудящимися области работали железнодорожные бригады и военные спецформирования. Люди были разбиты на колонны, колонны – на отряды, отряды – на строительные бригады.
Старший лейтенант Крениц выступает с сообщением о ходе военных действий перед работниками строительства.
Основную массу строителей дороги составляли женщины, подростки, старики – они вручную лопатами делали насыпи для железнодорожного полотна. Дети 13-14 лет приписывали себе по два-три года, они знали – их помощь нужна отцам, братьям и всем тем, кто был непосредственно на передовой. Трудились по 12, а то и по 20 часов в сутки, спали кто в палатках на свежескошенной траве или на соломе, кто на земляном полу, но чуть забрезжит рассвет – снова за работу. Полуголодные, только что вышедшие из-под оккупации люди, не разгибая спины, при норме в 3,5 куба укладывали 4, 5 и даже 6 кубометров. И это при нехватке еды и отсутствии даже самых простых инструментов, временами землю приходилось носить даже в фартуках.
На строительстве железной дороги Старый Оскол-Ржава, 1943 год.
С первых же дней на стройке развернулась напряженная работа. Железная дорога «Старый Оскол – Ржава» была построена почти на месяц раньше срока – за 32 дня. Средний темп сооружения железной дороги составил около 3 км в сутки – это было выдающимся достижением, не имевшим себе равного в течение всей Великой Отечественной войны.
О том, как велись работы, рассказывала в своих воспоминаниях Шевцова Екатерина Лаврентьевна:
2 июля 1943 года от колхоза «Коминтерн» была направлена на строительство железной дороги Сараевка – Старый Оскол, где пробыла до 3 августа 1943 года. На этой стройке трудились до 30 тыс. человек гражданского населения. Среди них были и мы, комсомольцы тех лет, юноши и девушки в 16-17 лет. Жили-то в холодных шалашах, мёрзли под ливневыми дождями, но понимали, что дорога необходима фронту, и продолжали трудиться в полную силу. Вечерами в минуты отдыха пели песни, то «Землянку», то «Споёмте, друзья». И вновь за работу...
Шевцова Е.Л.
Все работы на стройке выполнялись в основном вручную. Грунт перемещали носилками, ящиками, ведрами, корзинами, мешками.
Из воспоминаний Неженцевой Полины Алексеевны:
От тяжелого мешка у меня на спине потерлось платье, другого не оказалось. Тогда солдаты внесли рацпредложение: пристроили к ящику проволоку, и я теперь таскала его по земле – было тяжело и неудобно. Платье от пота продолжало рваться. Подруги то и дело помогали заштопать рваные места. Когда изорвались тапочки (другой обуви не было) – стало совсем худо... Босые ноги стыли, даже распухали. Пожаловаться же стыдилась и терпела как могла. Пока не заметил старший бригады Илья Иосафович Малыхин. «Потерпи, Полинушка, достану тебе что-нибудь из обуви», – пообещал он. Вижу, идет Илья Иосафович, в его руках солдатские ботинки. Правда, по размеру большие, неудобные, но все же обувь... Две-три нормы, да ещё две смены – таков мой напор. Так, к слову сказать, старались все мои подруги без исключения. Без выходных, баз нормального питания, без зарплаты, порой под бомбежкой – стройка ни на миг не замирала.
Из воспоминаний Безгиновой Екатерины Никифоровны:
Земля была сухая и твёрдая как камень. Чтобы не выбиваться из сил, менялись инструментами. Рядом с нами трудились военные, которые укладывали шпалы, закрепляли рельсы... Работать приходилось с утра до вечера под палящим солнцем, допуская лишь короткие передышки. От усталости валилась с ног... Самым трудным была трамбовка земли деревянными столбами, так как к вечеру руки покрывались кровавыми мозолями, ныло всё тело.
Екатерина Никифоровна, как и многие другие односельчане, с детства была приучена к тяжёлому физическому труду, но эта работа порой казалась невыносимой. В то же время она понимала, что идёт война, и нашим солдатам на фронте ещё труднее.
19 июля по этой железной дороге к фронту подошли первые эшелоны с боевой техникой и боеприпасами. В обратную сторону поезда везли раненых с передовой – так Дорога Мужества стала и дорогой жизни для многих раненых солдат.
Вот как этот день вспоминала Музулёва Анна Илларионовна:
Мы до тех пор не покинули свой участок, пока не увидели свой поезд. Сколько было радости. Крики «ура» сотрясали воздух. Кто-то крикнул: «Даешь красный флаг!» А флага-то не было. Был на мне красный сарафан, в котором я копала и спала. «Аня, снимай сарафан!» Заслонили меня девчата кольцом, дали кое-что одеть. И вот в воздух победно взлетело красное полотнище – символ нашей радости и победы. И сейчас в сердце слышу стук этого поезда...
Руководство страны высоко оценило самоотверженный труд строителей железной дороги «Старый Оскол – Ржава», 368 из них были награждены орденами и медалями Советского Союза.
Участники строительства ж. д. "Старый Оскол-Ржава", 1986 г.
Уходит из жизни самое орденоносное в истории человечества поколение, ветераны войны, труженики тыла, строители железной дороги, однако у нас остаются их фотографии, воспоминания и подвиги, которые они совершали ради мирного неба над головой своих потомков.
«Вы здесь дорогу строили на Ржаву, в подолах пол-Земли перенесли, к сраженью подготовили Державу и с воинами Родину спасли!» (поэт Виктор Белов)