По всей стране активно шли стройки. В большом количестве строились многоквартирные дома. В середине 80-х мы как раз переехали в новую квартиру. Благоустроенная квартира в типовом панельном доме. Маленькие стандартные комнатки, маленькая кухонка, балкон. В то время мы и этому были очень рады.
Вокруг нашего дома в полную силу шла стройка и других подобных домов. Стройка никак не была огорожена. Вокруг хотя и стояли строительные вагончики, но они никак не защищали ни народ, ни стройку. Похоже, не было и никаких сторожей. Поэтому ночью такие стройки были излюбленными народными местами. Оттуда постоянно что-то тырили. А вокруг стройки всегда была такая грязь. Никакой охраны, а уж тем более и техники безопасности.
А вечером и в выходные дни стройка оставалась пуста, тогда и начиналось наше время. Мы, дети всех возрастов, лазили по стройке. То искали какую-то липучку, то вообще играли в прятки или в ляпки, исследовали подвалы. А когда дом стоял уже с крышей, то самым интересным занятием было гулять по крыше. И никто нас оттуда не гонял.
Хотя родители и запрещали на словах бегать по-стройке, но и не контролировали наши похождения. Так что все строящиеся в окрестности дома были исследованы нами вдоль и поперек. Там было всегда так интересно!
Липучка со стройки должна была быть у всех. Зачем нам она была нужна я уже и не вспомню. Кто-то ее даже жевал. Дома же мы липучку стали использовать для чистки вещей. Еще на стройке был гудрон. У гудрона консистенция очень интересная и притягательная. Сначала это вязкая черная тягучая смесь, которая потом застывала. Мальчишки постоянно бегали с палками, тыкая ими в гудрон, или наматывая гудрон на палку, и разносили его повсюду.
Позже стали строить кирпичные дома. Вот на таких стройках уже стали появляться сторожа в вагончиках. Такие стройки уже были огорожены деревянными или железобетонными заборами. Но мы, уже подростки умудрялись проскочить вечерочком и на такую стройку. Мы забирались на крышу и сидели там, смотря на звездное небо. Кстати и крыши у таких домов были уже совсем другие, с бордюрами по краям, и более безопасные, чем у панельных домов.
А помимо строителей строили дома солдаты стройбата. За городом базировалась военная часть. Оттуда ежедневно и привозили солдат на стройку. Помню, солдаты были разных национальностей. Тогда я впервые и увидела воочию все разнообразие советского народа. В солдатах были и узбеки, и таджики, и буряты, и лица кавказкой национальности. И мы часто крутились возле этих солдат, то рассматривая их, то разговаривая с ними, а то и дразня их. Иногда нас просили принести воды, чтобы попить. И мы носили воду ведрами, поили солдатиков. А они нам рассказывали про свои родные края.