Однажды Толкин написал: «Изобретение языков — это основа. Мои истории придуманы скорее для того, чтобы создать мир для языков, нежели наоборот».
Толкин экспериментировал с искусственными языками с подросткового возраста, но именно «Властелин колец» позволил ему развернуться на полную силу. Профессор не просто выдумывал языки (как многие из нас делали в детстве), он заморачивался по-настоящему. Он тщательно продумывал то, как история, мифология и социальные обычаи отражались бы на том или ином наречии.
Те же эльфийские языки и диалекты (квенья, синдарин, ваньярин, тэлерин и прочие) он создавал сразу семьей, прекрасно понимая, что они не изолированы и должны взаимодействовать, постоянно мутируя.
Джон Рональд Руэл Толкин читает стихотворение на эльфийском:
Для создания эльфийских наречий Толкин взял за основу многие языки: валлийский, греческий, латынь. Но главным источником вдохновения, безусловно, стал финский. Его легко узнать в эльфийском даже неподготовленному человеку, далекому от лингвистики: «Отсутствие каких-либо сочетаний согласных вначале, отсутствие звонких смычных b, d, g (кроме mb, nd, ng, ld, а также rd, особо любимого сочетания) и любовь к окончаниям -inen, -ainen, -oinen».
Толкин не раз признавался в письмах, что обожает «Калевалу», национальный финский эпос (впрочем, во многом воссозданный в XIX веке). Вслед за Профессором крайне советуем ознакомиться с ней, крайне любопытное чтиво. Ну или хотя бы почитать нашу статью о «Калевале» и ее корнях.
Толкин пишет на эльфийском:
В обоих основных эльфийских языках (квенья и синдарин) существуют две системы письменности: рунический кирт и тенгвар. В этом видео Толкин пишет на тенгваре. Причем он не просто собрал его из красивых форм, словно конструктор. Как и в случае с самим эльфийским языком, писатель придумал для письменности правдоподобную историю и эволюцию, смоделировав, как он произошел от более простых предков.
Пример эльфийского письма (тенгвар) и его транслитерации латиницей
Обратите внимание на то, что каждый символ состоит из двух элементов: «ножки» (telko) и «дуги» (luva). Их начертание дает представление о звучании символа. По замыслу Толкина подъем ножки над строкой свидетельствует о приобретении шумности, а уменьшение ножки свидетельствовало об «ослаблении» исходного согласного.
Если бы все писатели создавали свои миры с такой тщательностью, для написания типичного фэнтези требовалась бы, как минимум степень кандидата филологических наук. Возможно, это было бы весьма недурно?