Давайте вспомним о том, как ушли в вечность броненосцы типа «Бородино». До 1905 года в русском флоте не было кораблей с такими судьбами, как у пяти броненосцев типа «Бородино».
История кораблей этого типа началась с предложения французской фирмы Forges et Chantiers Морскому министерству Российской империи в 1898 году: директор фирмы А. Лагань предложил проект броненосца, который вызвал определенный интерес у русских адмиралов. Великий князь Алексей Александрович приказал, не мешкая, заказать постройку этого броненосца во Франции, но с условием передачи Лаганем российской стороне всех чертежей корабля для дальнейшего развития этого проекта в России.
Таким образом на верфи Forges et Chantiers был построен эскадренный броненосец «Цесаревич», а по переданным в Россию и доработанным чертежам проекта Лаганя было решено строить еще пять кораблей. Это была самая крупная серия броненосных кораблей, что когда-либо были построены в России.
Первым «отечественным» кораблем стал «Бородино», зачисленный в списки флота 20 марта 1899 года и вошедший в строй ровно через пять лет. Все пять кораблей создавались в рамках программы усиления Тихоокеанской эскадры к началу ожидавшейся войны с Японией. Однако встретить начало войны в Порт-Артуре успел только французский «Цесаревич», вступивший в ряды флотилии в 1903 году. А вот броненосцы типа «Бородино» к началу войны оказались не готовы, что не помешало им впоследствии вписать в её историю, фактически, финальную главу. «Не успел» на войну только один последний броненосец серии «Слава», что в контексте цусимской катастрофы можно считать благом.
Проект «Цесаревич» ещё задолго до постройки броненосца многие специалисты подвергали критике, но с мнением Великого князя, понятное дело, спорить никто не решился. Когда по проекту Лаганя решили строить пять броненосцев на русских заводах, то тут все кому не лень кинулись его улучшать по мере сил, возможностей и, как это нередко бывает, некомпетентности. В результате всех внесенных изменений броненосцы типа «Бородино» получили большее водоизмещение, чем у «Цесаревича», но имели более тонкий броневой пояс и меньшую скорость. Кроме того, их строительная перегрузка достигла почти 13%, из-за чего пояс почти полностью уходил под воду. Например, у броненосца «Орел» после постройки осадка составила 8,82 метра, против проектных 7,96 м. Это также отрицательно сказалось на остойчивости кораблей, что в Цусимском сражении привело к самым печальным последствиям.
Тем не менее, строительство броненосцев типа «Бородино» позволило российскому кораблестроению и промышленности выйти на новый уровень, ведь раньше в России не строили таких технически сложных кораблей, да и такой большой серии не выходило. Стоит отметить, что Япония на тот момент только училась создавать подобные корабли.
После того как в октябре 1904 года в строй был введен четвертый броненосец «Орел», а положение под Порт-Артуром становилось все более критическим, Вторая Тихоокеанская эскадра ушла в поход, не дожидаясь достройки «Славы». В походе выявился ряд достаточно серьезных дефектов кораблей: они плохо управлялись, часто выходила из строя рулевая машинка, имелись проблемы с котлами, на циркуляции броненосцы опасно кренились. По мере сил проблемы устранялись, во всяком случае те из них, которые можно было устранить за тысячи километров от своих баз.
Момент истины наступил 14 мая 1905 года, когда в Цусимском проливе произошло сражение между японским флотом и Второй Тихоокеанской эскадрой. Броненосцы типа «Бородино» являлись самыми современными и мощными русскими кораблями, поэтому на них и пришелся основной удар японцев. Детально описывать Цусимское сражении не имеет смысла, стоит только отметить, что русским командующим Рожественским оно велось крайне пассивно и бездарно, и, по свидетельству многих его участников, было проиграно в первые 15-20 минут. После чего началось безнаказанное для японцев избиение русской эскадры, корабли которой выступали в качестве мишеней в тире.
Через 40 минут сражения японской артиллерией был выведен из строя флагманский броненосец «Князь Суворов», который превратился в пылающую развалину, брошен своей эскадрой, а затем добит японскими миноносцами. «Император Александр III» и «Бородино» также перенесли огромное количество попаданий, лишились практически всей артиллерии и надстроек, а затем погибли похожим образом – перевернувшись вверх килем. По свидетельству очевидцев, «Александр III» погиб из-за потери остойчивости, а «Бородино» перевернулся после взрыва порохового погреба одной из 6-дюймовых башен.
Последний броненосец этого типа – «Орел» — уцелел в бою 14 мая, но на следующий день был сдан японцам в плен. Главный корабельный инженер броненосца Г.П. Костенко осмотрел корабль после боя и насчитал 144 попаданий японских снарядов, из которых 42 попадания пришлись на 12-дюймовые, а 102 – на снаряды калибра 8 и 6 дюймов. Во время боя броненосец принял много воды и не опрокинулся во многом благодаря умелым действиям главного трюмного механика Н.М. Румса. В целом, броненосцы типа «Бородино» продемонстрировали хорошую живучесть, особенно учитывая сколько снарядов в них попало.
К сожалению, в октябре 1917 года во время боя в Моонзундском проливе последнему броненосцу серии «Слава» не удалось показать такую же живучесть, какую показали его однотипные собратья в Цусиме. В «Славу» попали всего четыре снаряда с немецкого линкора Konig, после чего она практически была выведена из строя. И пусть корабль не был уничтожен, но ему требовался серьезный ремонт. Произвести его своими силами не представлялось возможным, дойти до базы броненосец также не мог, поэтому он был взорван командой.
Таким образом, из пяти броненосцев типа «Бородино» три погибли в Цусимском бою, четвертый сдался в плен и до 1924 года плавал под японским флагом, после чего японцы пустили его все-таки на дно, а пятый был уничтожен экипажем в 1917 году. Самое интересное, что проект Лаганя получил продолжение не только в пяти броненосцах типа «Бородино», но и в двух броненосцах типа «Андрей Первозванный», заложенных в Санкт-Петербурге в 1903 году. После окончания русско-японской войны их строительство было приостановлено, в проект внесены серьезные изменения, учитывая полученный под Порт-Артуром и в Цусиме опыт и броненосцы «Андрей Первозванный» и «Император Павел I» вступили в строй только в 1912 году. Без всякого преувеличения, они были сильнейшими броненосцами мира, вот только родились слишком поздно и, по сути, в другую эпоху. В 1912 году все ведущие морские державы строили исключительно дредноуты, а Англия заканчивала разработку проекта сверхдредноутов Queen Elizabeth с 380-мм артиллерией.
Так что деньги, потраченные на строительство морально устаревших броненосцев типа «Андрей Первозванный», фактически были выброшены на ветер.