В годы Второй мировой войны Третий рейх использовал богатый и разнообразный парк бронеавтомобилей. Наибольшую известность в обывательском сознании благодаря произведениям массовой культуры приобрели бронированные полугусеничные транспортеры 250-ой серии. А самой известной машиной остается Sd.Kfz. 251 или Sonderkraftfahrzeug 251. И если вы смогли прочитать «Зондер Крафтфарцойг 251» на немецком с первого раза и без заминки – автор Вам искренне завидует.
Однако, сегодня речь пойдет не о «прелестях и ужасах» немецкого языка, а о некоторых стереотипах и заблуждениях вокруг тех самых немецких БТР времен войны.
«У немецких БТР была никудышная броня»
Здесь сразу хочется сказать: «Чья бы корова мычала». Едва ли нужно специально пояснять, что бронирование Sd.Kfz. 251 было исключительно противопульным? Лоб, борта и корма немецкого 251-го имели гетерогенное бронирование толщиной 14.5 мм. Крыша и днище были прикрыты броней по 8 мм. Много это или мало? Скажем так: советский пулеметный 12.7 мм на дистанции в 200 метров пробивает Sd.Kfz. 251 примерно в 30% случаев. Из 13 попаданий в борт – 4 пробития. Поэтому у пулеметов и винтовок с более скромным калибром шансов на пробитие брони почти нет. Отдельно стоит упомянуть, что аналогичный Sd.Kfz. 251 американский бронетранспортер М5 имел куда более скромное бронирование толщиной до 7.9 мм. А такую сталь на дистанции в 200 метров относительно уверенно пробивает не только пулеметная, но и винтовочная пуля.
«У немецких БТР была никудышная проходимость»
Существует достаточно распространенный миф о том, что немецкие Sd.Kfz 250-ой серии могли использоваться только на дорогах. Якобы они не могли взаимодействовать с другой бронетехникой (в первую очередь с танками) на пересеченной местности из-за никудышной проходимости. Отчасти этот миф появился благодаря проблемам с аналогичной техникой в Красной армии и войсках Союзников, которые также использовали полугусеничные бронетранспортеры. Вот только у какого-нибудь Sd.Kfz 251 было одно жизненно важное отличие в сравнение с машинами антигитлеровской коалиции (например, с американским М5). И заключалось оно в наличии очень длинной гусеницы. Во многом благодаря ей немецкие машины испытывали куда меньше проблем с проходимостью, чем аналогичная техника союзников. Хотя, справедливости ради, проходимость 250-х действительно была ниже, чем у танков…
«Немецкие БТР не делали погоды на фронте»
Еще одно весьма популярное заблуждение, порожденное современным кинематографом. Якобы на БТР в вермахте колесили только какие-то элитные формирования, разведчики, да ваффен-СС. На самом же деле немецкая армия одной из первых в мире успешно продемонстрировала опыт применения подразделений массовой моторизированной пехоты. Мотострелки оказались чрезвычайно эффективным родом войск, идеально подходящим для подвижной «войны моторов». Важно понимать, что касалось это не только печально известного блицкрига. При высокой подвижности пехота может не только эффективно наступать, но и обороняться, например оперативно передвигаясь на помощь на участок прорыва фронта.
«Немецких БТР было мало/много»
И, конечно же, в отношении немецких бронетранспортеров есть два по сути одинаковых мифа, отличающихся только полярностью взгляда. Первый – бронетранспортеров в армии практически не было. Второй – бронетранспортеров в армии было столько, что немцы вообще пешком не ходили. Действительно, далеко не вся пехота и артиллерия вермахта были моторизированы. В немецкой армии в годы войны все еще активно передвигались пешими колоннами и широко применяли тяглый скот (лошадей). Однако, при этом степень механизации была достаточно высока. Одних только Sd.Kfz 251 (не считая 250, 252, 254) в Третьем рейхе произвели более 15 тысяч экземпляров. Для сравнения аналогичный американский БТР, поставлявшийся в Великобританию и СССР – М5 был выпущен в США в количестве всего 7.4 тысячи машин.