Золото нацистов и все, что с ним связано, до сих пор порождает множество слухов и догадок. Нацистская армия не только грабила завоеванные страны, но и имела доход с концлагерей. Достаточно вспомнить, что в слитки переплавлялись даже золотые коронки узников, не говоря уже об их украшениях. Почему же под конец войны, когда стало понятным, что победы нацистской Германии не одержать, из золота стали изготавливать самые неожиданные предметы? Немцы стали выплавлять золотые сковородки и автомобильные кузова едва ли не в массовой форме.
В 1929 году золотой фонд Германии составлял 800 тонн. Однако военные расходы истощили эти запасы, ведь к началу Второй мировой войны золотовалютный фонд фашисткой Германии был практически пуст. Но Гитлера это не беспокоило, ведь европейские государства пали одна за другой, позволив армии завоевателей пополнить свои запасы, в том числе и золотые. Как правило, на каждом золотом слитке имеется свой специальный оттиск, который несет информацию о месте и стране его изготовления.
Однако золотые слитки из завоеванных стран вывозились фашистами в Прусский государственный монетный двор, где переплавлялось уже с оттиском Германии, причем штамп использовался довоенного времени, для того чтобы иметь доказательства полноправного исторического владения данными слитками. Сюда же свозилось все золото, найденное у узников концлагерей, после переплавки догадаться об истинном происхождении было бы невозможно. Впрочем, в некоторых концлагерях были свои небольшие плавильные устройства. В Освенциме, например, была возможность переплавлять до 11 килограммов в сутки.
Золото нацистов называют "проклятым".
Ко второй половине 1942 года золота в Германии было столько, что его переместили в Рейхсбанк. Однако несмотря на то, что расстановка сил в ходе войны изменилась, золото продолжало поступать в Германию едва ли не до последних дней. Его переплавка шла ударными темпами. Причем к 1945 году она только усилилась. Плавильные заводы и ювелирные мастера работали без выходных и по три смены в сутки, обеспечивая практически круглосуточную переплавку. Работы проводились даже когда советские бомбы падали на Берлин.
Мастера получали хорошую оплату за свою работу и охотно брались за нее, оставаясь на несколько смен подряд. Причем изготавливать из золота принялись все на свете. Это была не только посуда, но и строительные детали: крюки, карабины, трубы водопровода. Со временем было решено не мелочиться и переплавлять золото в автомобили.
Фердинандом Порше было изготовлено пять сотен золотых автомобилей, естественно, что все это богатство вывозилось из страны. Ведь догадаться о том, что этот автомобиль выплавлен из драгоценного металла было невозможно. Машины с таким «секретом» в послевоенные годы обнаруживались в Испании и Перу.
Желающих поучаствовать в поисках золота не уменьшается год от года.
Для чего же нацистам понадобился весь этот маскарад? Почему просто нельзя было вывезти слитки? О том, что в скором времени Третьему Рейху настанет конец стало понятно ко второй половине войны. Нужно было успеть вывезти из страны награбленное, но сделать это максимально незаметно. Во-первых, для того чтобы обезопасить вывозимое, а во-вторых, чтобы вообще иметь такую возможность. Узнай союзники о том, что из Германии утекают тонны золота, они бы приложили максимальные усилия чтобы прекратить этот поток.
Далеко не все золотые изделия, вывезенные из страны, попали в руки тех, кто на них рассчитывал. Некоторые из них достались людям, ничего не подозревавшим об их истинной стоимости по цене строительных материалов. Это раздуло большой ажиотаж вокруг этой темы и число охотников за мифическим нацистским золотом увеличилось в разы. Однако есть мнение, что масштабы золотого фонда Германии были раздуты его пропагандой, для того чтобы намеренно усилить ее мощь и силу. Хотя Германия на самом деле свезла к себе немало ценностей в период Второй мировой войны, а затем, спасая богатства, стали делать тайники, многие из которых еще не обнаружены.
Загадки фюрера еще не разгаданы.
Во второй половине 1943 года надежды Рейха на победу явно ослабевают, поражения на восточном фронте, свержение Муссолини и переход военной инициативы к антигитлеровской коалиции давали понять, что пора задуматься о безопасности собственных ресурсов. Промышленные предприятия стали вывозить вглубь страны как это в начале войны сделал Советский Союз. Стратегически важные военные заводы предполагалось расположить в подземных тоннелях. Программа строительства тоннелей получила рабочее название Гигант.
Для рабочих были построены специальные лагеря, среди них были узники концлагерей и те, кто был угнан на работу из других стран, в том числе и СССР. Начали прокапывать тоннель в Польше под Совиными горами. Работы были развернуты масштабные. Вырубались леса, строились автобаны и водоотвод. Но работы продвигались медленно. В начале 1945 года стало очевидным, что проект останется незавершённым, несмотря на огромные ресурсы, брошенные для его создания. Удалось прокопать лишь 9 километров тоннелей, тогда как запланировано было 25 тысяч квадратных метров. А в мае в этом регионе уже была Красная армия.
Летом 2015 года двое кладоискателей сообщили властям о том, что им удалось обнаружить железнодорожный состав, замурованный в тоннеле недалеко от замка Ксёнж. В годы Второй мировой войны нацисты забрали замок у хозяев и устроили в нем штаб-квартиру. А позже под ним стали копать тот самый тоннель. Местные жители знали о легенде, по которой нацисты планировали вернуться за награбленным и замуровали в тоннеле состав.
Несмотря на шумиху, которая поднялась среди золотоискателей после этого заявления, какие-либо сведения о том, удалось ли найти поезд с сокровищами, отсутствуют. Местные власти даже были вынуждены расставить наряды полиции на подступах к замку. К тому же были опасения, что искатели могут наткнуться на мины, которые на тот момент были действующими.
Дневник немецкого офицера не раскрыл тайн, а скорее добавил новых.
Новая волна активности к данной теме вспыхивает со свежей силой после свидетельств очевидцев – нацистов, которые приложили руку к созданию тайников с сокровищами. Известно, что некоторые из них вполне дожили до нынешних дней, другие оставили дневники или успели рассказать о секрете своим близким. К примеру, после того как был обнародован дневник немецкого офицера Эгона Олленхауэра, любители приключений снова стали прочесывать окрестности в поисках припрятанных богатств.
В своем дневнике, подлинность которого уже успели подтвердить специалисты, он указывает, что по приказу фюрера, он, и его подельники припрятали больше 250 грузовиков с сокровищами в 11 местах, которые находятся в Польше. В дневнике же он пишет о том, что такое решение было принято фюрером, для того чтобы ценности не достались советской стороне. В одном из тайников имеется почти 30 тонн золота. В другом тайнике, якобы спрятаны произведения искусства, которые были вывезены из Франции. Среди них есть работы Боттичелли и Моне.
Дневник, который хранил в себе такие данные, ходил по рукам давно, поскольку его владелец умер. Обнародован только сейчас он был потому что его хранители хотели дождаться, чтобы в живых не осталось людей, чьи имена и данные фигурируют в дневнике. Однако прежде необходимо убедиться в том, что тайники сохранились. Поскольку один из них расположен на дне пруда, другой в колодце.
Однако по мнению специалистов, дневник представляет скорее историческую ценность, поскольку в нем идет речь о событиях, происходящих в последние дни войны, но вот помочь найти сокровища – вряд ли. Люди, которые знали где находятся ценности, вряд ли сообщали бы о них в своих дневниках или рассказах, а старались бы добраться до них самостоятельно. К тому же, долгое время записки офицера хранились у других людей, которые информацию не обнародовали, ссылаясь на этические нормы.
Не исключено, что таких дневников будет обнаружено немало, а вот для того чтобы изучить их подлинность и содержащиеся в них факты, нужно огромное количество ресурсов. Однако и затерянные сокровища и, хотя бы малейшая попытка их найти стоят таких рисков.