Продал Россию шведам за 200 сребреников и стал скелетом для студентов, история Григория Котошихина

Продал Россию шведам за 200 сребреников и стал скелетом для студентов, история Григория Котошихина

вС миру по нитке / Золото

Служба Григория Котошихина при польском посольстве была лучше судьбы простых граждан. Но ценить имеющееся не всякий может. Так случилось с писцом и в дальнейшем дипломатом Гришкой. За 200 сребреников он стал шпионом в родной стране, передавая важную информацию Шведскому королевству. Конец изменника оказался не радужным – его приговорили к смертной казни, а тело отдали университету, где и поныне находится скелет Гришки Котошихина. Но для истории он оказал великую услугу, написав книгу о жизни в России, которую даже после его кончины хотела переписать Екатерина II.

Григорий Котошихин – карьерный рост от писца до дипломата
Григорий Карпович Котошихин родился примерно в 1630 году. Известно, что его отец был казначеем в одном из монастырей, но оказался жаден до денег, поэтому позже получил обвинение в воровстве и растрате. 
Григорий Котошихин поступил на службу писцом в польское посольство России.

В 15 лет Григорий поступил на службу в польское посольство, где больше десяти лет был обычным писцом. Пробиться дальше не получалось, пока не подвернулся случай – его включили в состав делегации, отправляющуюся на съезд в Вильне. С 1658 года получил низший чин подьячного в польском посольстве. Это уже был хоть какой-то чин, хотя жалованье в 13 рублей его не устраивало.

Писцам в царские времена приходилось сложно, ведь иногда можно было лишиться головы. Очень строго судили и наказывали за малейшую описку в грамоте о царских титулах. Такое случилось с Григорием Котошихиным, когда он пропустил слово «Государь». Его сразу велели бить батогами, но это лучше казни.

Участие в переговорах о мире со шведами принесло Гришке доступ к жизни, о которой он сначала и не мечтал. Переговоры проходили под Нарвой, и он не мог оторвать взгляд от людей шведской делегации. Их манера есть, пить вино, красиво отбрасывать кружева с руки, чтобы не испачкать чернилами, завораживала мелкого чиновника. После удачного окончания переговоров Котошихин получил добавку к своему окладу, а отец за него был настолько рад, что даже прослезился. 
Григорию Котошихину устроили богатый прием.

Последней каплей в кувшине алчности оказался его прием шведами, когда поручили сопроводить трубача до Ревеля. Его не только приветливо встретили, но и поставили на стол богатое угощение. Гришка понимал, что в России такого не дождется, и был очень приветлив со шведами.

Как российский чиновник Гришка Котошихин согласился сотрудничать со шведскими властями
Григорий Котошихин показал себя на переговорах с лучшей стороны, поэтому по возвращении в Москву ему было доверено особое поручение – нужно было отвезти личное письмо царя Алексея в Стокгольм. Там он и попался на крючок щедрости. В качестве переводчика был Даниил Анастазиус, который рассказал Григорию, что на его прокорм и проживание потрачено из казны «полтыщи» риксдалеров, а потом еще и подарки вручат. Следом добавил, что в качестве благодарности ему нужно быть добрее к ним.

Комиссар шведского подворья Адольф Эберс воспользовался жадностью Григория и практически в приказном тоне велел ему делиться важной информацией того, что происходит в Польском приказе. А чтобы веселее для души было, назначил ему жалованье в 40 рублей. Так Котошихин стал тайным агентом. Но через 4 года Эберс потерял из вида своего шпиона.

Бегство в Швейцарию и служение Карлу XI
Тем временем Григорий Котошихин продолжал служить в царской России. Военная кампания против Польши набрала новые обороты в конце 1663 года, когда почва подмерзла - и тогда русские войска смогли начать наступление. Это было «жаркое» время для противника, который потерпел поражение под Гадячем и Глуховом. Ситуацию нужно было урегулировать, поэтому Котошихин был послан в качестве дипломата на место событий. Но в это время армией уже правил Ю. Долгоруков, сместив воевод Я. Черкасского и И. Прозоровского.

В новом свете событий Долгоруков захотел обвинить бывших военных начальников, он велел Котошихину написать на них донос. Этого Григорий не захотел делать, он сбежал, боясь гнева государева наместника. Приютом для себя выбрал близкую к России Польшу, где искал защиты у Яна Казимира. Он получил не только пристанище и безопасность, но и оклад 100 рублей. В Польше прожил всего год, а потом пришлось снова скрываться от преследования. 
Григорий Котошихин поменял несколько стран для проживания, выпрашивая милость и безопастность у властей.

Григорий поменял еще несколько стран и городов, пока не попал в Германию, в городок Любек. В нем проживал российский агент Иоганн фон Горн, который не ведал о предательстве Котошихина. Но ему потребовалось срочно отправить секретное послание в Россию, о чем он попросил Григория, помня, что тот состоял на службе у царя Алексея Михайловича.

Удачнее случая для своей судьбы Котошихин и придумать бы не мог. С полученным посланием он отправился в Нарву, где его принял шведский губернатор Яков Таубе. Он взял бумаги, а Григорию дал 5 риксдалеров на пропитание и одежду, потому что тот начал рассказывать, в каком бедственном положении находится.

По следам беглеца явился в город князь Иван Репнин и пожелал получить предателя страны, как того требует договор о выдаче беглых и пленных. Но шведы решили припрятать для себя полезного для их страны человека, и только сделали вид, что за ним послали. Потом сказали, что Гришка Котошихин бежал. На этом тему закрыли, а самого Гришку отправили в Швецию. Там у него и началась новая жизнь.

Как закончились похождения и жизнь Григория Котошихина в Швейцарии 

В Стокгольме Григорий Котошихин изменил свои имя и фамилию, став Иоганном Александром Селецким. За него хлопотали Таубе и Эберс, поэтому его поставили на службу в архив и выделили жалованье в 200 риксдалеров серебром. Он переводил важные документы и заодно взялся за написание книги о жизни в России. Такое задание он получил, потому что знал весь уклад жизни царей и их двора. Описал структуру бытия как великих чинов, так и простонародья.
Григорий Котошихин обосновался в Стокгольме, получив жалованье и работу.

Проживал Котошихин у ранее уже знакомого Даниила Анастазиуса, который неплохо подрабатывал переводчиком у русских купцов, имея хорошую прибыль. Но вся незадача была в том, что он любил выпить, а Григорий как раз составил ему компанию.

Даниил был женат на Марии да Фаллентине, которая нечаянно стала поводом для ссоры. Он заподозрил, что Григорий не просто засматривается на его жену, возможно, между ними есть связь. Марии надоело смотреть на их пьяные лица и слушать разные неприличные слова, и она ушла из дома. Это стало поводом для Даниила Анастазиуса снова упрекнуть Григория в своей неудачной жизни. Завязалась драка, впоследствии чего Котошихин нанес несколько ударов ножом своему другу. Стоит отметить, что от полиции он не бежал, а на вопрос: «Почему так сделал?» ответил, что был пьян.

Суд приговорил к смертной казни, и Григорий Катошихин просидел в заключении до самого конца своей жизни. В это время в Стокгольм приехал русский посол Иван Леонтьев и потребовал выдать предателя Котошихина. Но чтобы не нарушать мирный договор с Россией и соблюсти свои законы, шведская сторона предложила послу присутствовать на церемонии казни, чтобы удостовериться в исполнении приговора. А убийца будет наказан там, где совершил преступление.

После казни тело было отдано в университет в Уппсале, где его скелет надели на железные проволоки, и он служил для студентов медицин

Исторический документ о царской России 

Книга о России была написана Григорием Котошихином в 1666 году. В ней без украшений описывается государственное устройство, личная жизнь царя и его приближенных, о военных и вообще об образе жизни на Руси. Были затронуты обычаи и нравы, быт и события Медного бунта. Со всем этим Котошихин был напрямую связан, поэтому сложностей не возникало. На простом языке он не только описывал жизнь в России, но заодно критиковал сложившийся устой, царившее невежество, предрассудки.
Рукопись Григория Котошихина, написанная в 1666 году.

Оригинал был доступен не многим даже в шведском королевстве. Он хранился у местного ученого Юхана Спарвенфельдта, а потом был передан на хранение в Уппсальский университет. Как оказалось, Григорий дал очень исчерпывающую информацию о жизни в России, которую можно было использовать против нее.

Екатерина II случайно услышала о рукописи Григория Котошихина, но долго не могла понять, что это за личность. Она собиралась прислать человека для снятия копии, но по каким-то причинам это дело не состоялось.

О рукописи сначала узнал А. Тургенев и поставил в известность императора Николая I. В 1837 филолог С. В. Соловьев из-за своего любопытства ко всему неизведанному наткнулся на рукопись на русском языке в библиотеке Уппсальского университета. Он лично ее переписал, потратив на это целый месяц. Позже копия была перепечатана, она имеет разные названия, потому что самое первое очень длинное и непонятное. В итоге ее утвердили как «О России в царствование Алексея Михайловича».

До Петербурга также дошла книга Григория. На подтверждение ее подлинности была произведена экспертиза, и только потом признана историческим документом, и открыта к прочтению для всех желающих.

О самом авторе стараются молчать и не ворошить прошлое, считая его человеком, который сохранил для истории жизнь и быт середины XVII века.


Комментарии (0)
Добавить комментарий
Прокомментировать
vk odnoklassniki facebook mailru google yandex

Войти через:
vk odnoklassniki facebook mailru google yandex