О том, что в католических монастырях далеко не все ведут смиренный образ жизни не слышал только глухой. Но есть места, от которых Бог особенно далек. Монахини одного из женских монастырей, расположенного в Индии, рассказали журналистам о своей незавидной жизни и беззащитности перед похотью священнослужителей.
Монахини индийских католических монастырей подвергаются систематическому сексуальному насилию. Это продолжается не год и не два, но женщины предпочитают об этом молчать. Индия предоставляет особо благодатную почву для мерзавцев в сутанах. Традиционно женщины в большинстве штатов страны ущемлены в правах и в случае насилия над ними позор падает не на преступников, а на жертву.
В случае с католическими монахинями все еще печальнее — в стране с населением 1,3 млрд. человек, всего 18 миллионов подданных римской католической церкви. Громкие секс-скандалы крайне негативно влияют на имидж христиан в регионе и сестры предпочитают молчать о своих бедах. Кроме этого, жалобы на сексуальную эксплуатацию плохо сказываются на финансировании монастырей.
Многие насильники имеют высокий сан и вольны распоряжаться скудными бюджетами подразделений ордена, руководствуясь своими, особыми правилами.
Как относятся к монашкам, которые открыто заявили о насилии? Сестра Шалини Мулакал, теолог из Нью-Дели, так описывает ситуацию:
«Сестрам трудно сопротивляться приставаниям священника и невозможно согласиться на них — и то, и другое идет вразрез с вековыми традициями. Целибат — основа религиозной жизни католических монахинь. Сексуальный опыт, даже полученный в результате насилия, может привести к изоляции женщины внутри ордена и даже исключению из него. Ты не знаешь, останешься ли в монастыре, если нарушила обет целомудрия, поэтому юные сестры боятся сказать о случившемся».
Монахини, решившиеся на встречу с журналистами, не раз обращались к церковным иерархам с жалобами на насилие, но ни разу не получили ответа. Наиболее серьезным демаршем было заявление в полицию, написанное 44-летней сестрой на священника, который за два года насиловал ее не менее 13 раз.
Женщину поддержала группа монашек, которые отважились провести демонстрацию с требованием ареста и суда над насильником в сутане. Казалось бы, сестры делали благое дело и отстаивали не только свои права, но и честь всех, кто годами страдал от действий преступников. Но неожиданно большинство монашек и послушниц монастыря оказались в жесткой оппозиции к демонстранткам, обвинив их в том, что они порочат свою веру, вынося сор из избы.
Но самым серьезным испытанием стало отношение простых людей, которые не только не посочувствовали беззащитным женщинам, но и начали их травить. Дело было в штате Керала, где преобладает сельское население и очень много католиков. После подачи заявления и демонстрации, женщины оказались в своей родной местности изгоями.
Более того, их обвинили в пособничеству Дьяволу и желании разрушить устои католической церкви в регионе. Многие из монахинь даже начали получать угрозы по телефону и в письмах. В селах штата Керала, где порицание христианской общины можно получить за показавшуюся из-под одежды бретельку лифчика или слишком смелый взгляд, монашка, открыто заявившая об изнасиловании священником, становится общим врагом.
Сестра Жозефина Виллуникал — одна из немногих монахинь, не скрывающих своего имени при общении с журналистами. Женщина рассказала, что приняла обет 23 года назад, еще когда была подростком. Более двух десятилетий Жозефина отдала делу помощи бедным и обездоленным. Над самой мыслью о том, что своим участием в демонстрации против насильника она несет угрозу церкви, женщина смеется и говорит: «Мы просто несем свой крест и хотим умереть сестрами».
Впервые она столкнулась с насилием еще в начале 1990-х, когда приехала по направлению католической школы в крупный женский монастырь в Нью-Дели. Юная Жозефина должна была принять обеты, чему, согласно правил, предшествует неделя уединенных молитв. На время подготовки молодым послушницам назначают надзирателя, который следит за выполнением всех необходимых обрядов и помогает наставлениями.
Девушке назначили в наставники 60-летнего священника. Жозефина вспоминает, что сразу же почувствовала себя рядом с этим служителем церкви дискомфортно. Чутье ее не подвело — буквально через пару дней после приезда в монастырь, напившийся до скотского состояния пастырь начал среди ночи ломиться в ее комнату, требуя его впустить.
На шум никто не пришел, а увещевания не действовали. В итоге пьяный священник сломал замок и ворвался к девушке, тут же начав распускать руки. С большим трудом хрупкой Жозефине удалось справиться с похотливым стариком и выставить его из кельи прочь. Конечно, это не было изнасилованием, но этот ужасный момент женщина запомнила на всю свою жизнь и, рассказывая о нем, переживает так, как будто это произошло не два десятилетия назад, а буквально вчера.
При беседе с аббатиссой, Виллуникал рассказала о ночном инциденте и девушке разрешили больше не видеться с ее обидчиком. Кроме этого, тогда еще наивная Жозефина, считавшая, что столкнулась с особым редким случаем, написала анонимную жалобу в официальную церковную инстанцию. Очень скоро священник, напавший на нее, исчез из монастыря. Тогда девушка считала, что его наказали, но позже поняла, что ее наставника просто перевели в другое место, чтобы не провоцировать скандал.
Об ее истории никто не монастыре не говорил и все вели себя так, как ни в чем не бывало. Жозефина думала, что ее история могла бы быть предупреждением другим девушкам, но ее замяли, а сама она была слишком напугана, чтобы что-то предпринять самостоятельно. Долгие годы после этого сестра Жозефина не говорила никому об этом случае.
Между тем, сексуальное насилие над монахинями — это не нонсенс, а вполне обычное для католических монастырей дело. Сестре Жозефине просто повезло, что она отделалась испугом. Самое отвратительное, что такое действие не считается тяжким преступлением и насильник, чаще всего, отделывается дисциплинарными взысканиями.
Один из нечастых случаев, когда священнослужителя привлекли к ответственности — это изнасилование монахини епископом Франко Мулаккалом в одном из монастырей Кералы. За свое преступление он был приговорен индийским судом к… 3 неделям тюрьмы. После этого срока Франко был отпущен на поруки. Разумеется, вины своей негодяй не признал и продолжил исполнять свои обязанности, правда в другом штате Индии.
В одном из самых идиллических мест штата Керала, возле города Куравилангад, находится уединенный монастырь святого Франциска. В этой тихой монашеской обители есть комната №20, которую все сестры монастыря знают как место свершившегося насилия. Именно здесь Франко Мулаккал, имевший самый высокий в этих краях сан, несколько раз принуждал к сексу одну из сестер.
Епископ Франко Мулаккал
В монастыре святого Франциска епископ патронировал 81 сестру и иногда наведывался в обитель. В каждый из своих приездов в монастырь, епископ Мулаккал подвергал насилию одну и ту же сестру в ее же комнате. Продолжалось это с мая 2014 по сентябрь 2016 года. После огласки и смешного наказания Мулаккал не только не чувствовал себя покрытым позором, но наоборот — примерил венец мученика и образ оскорбленной добродетели.
«Я иду через страдания и прошу всех вместе со мной помолиться Господу, чтобы правда восторжествовала».
Это единственный комментарий, который удалось получить представителям СМИ от насильника после его выхода из тюрьмы на поруки. В Керале большинство прихожан уверены в том, что епископ стал жертвой женщины, которую научил вредить церкви сам Сатана.
В тюрьме Мулаккалу было нескучно — к нему приходили толпы верующих, которые хотели поддержать пастыря в трудную минуту. При освобождении из под стражи, епископа приветствовала толпа восторженных прихожан. Сестру, которая стала жертвой насильника, поддерживает лишь 6 обитательниц монастыря. Именно они и общаются с журналистами от ее имени — сама пострадавшая не может говорить о своем несчастье.
Монахиня, которую насиловал епископ, родом из Кералы. Ее путь в монастырь вполне обычен для этих мест: она была одной из старших сестер в семье с пятью детьми. Ее мать умерла в то время, когда девочка была еще школьницей. Так как отец был в то время в армии, детей распределили по родственникам и девочка попала к своему двоюродному брату, католическому священнику. Под его влиянием девочка приняла решение уйти в монастырь, что и сделала в 1994 году.
До первого случая насилия никакого общения между монахиней и епископом не было и никаких неформальных встреч наедине не происходило. От себя сестры, рассказывающие эту историю добавляют:
«Он могущественный человек, что она могла поделать? — говорит одна из монахинь. — И что бы с ней стало, если бы она сбежала домой? Мы много раз просили его прекратить, но он все равно продолжал».
После многократных жалоб в высшие церковные инстанции, оставшиеся без ответа, сестра подала заявление в полицию. О результате расследования и суда над высокопоставленным негодяем мы уже говорили выше. Сестры не теряют надежды, так как некто, обладающий высоким духовным саном, обнадежил их, обещав разобраться. Но, женщин сразу же предупредили, что разбирательство может занять годы и закончиться ничем — примеров достаточно как в Индии, так и в других странах мира, где есть католические монастыри.
Случаи, подобные описанному нами, приводят к тому, что сестры покидают монастыри, возвращаясь к мирской жизни. После насилия в стенах монастыря, их жизнь разбита — они не в силах оставаться в обители, где их уделом был страх и позор, но и в обычной жизни им не рады. В итоге бывшим монахиням приходится оставлять родные места и уезжать туда, где их никто не знает.
В церковных центрах, куда стекается информация из разных монастырей Индии, никто точно не знает, насколько часты случаи насилия в монастырях. Архиепископ Куриакос Бхараникулангара из Нью-Дели, на вопрос журналистов о такой статистике, отвечает весьма уклончиво. Крупный церковный руководитель называет из спорадическими и случающимися редко и бессистемно то тут то там. Иного ответа от архиепископа никто и не ожидал — стена молчания окружает большинство таких преступлений и лишь единицы из них становятся известны.