Елизавету Зарубину по праву считали настоящим мастером вербовки. Именно она завербовала сотрудника гестапо Вилли Лемана, ставшего прототипом Отто фон Штирлица — одного из героев романа Юлиана Семенова "Семнадцать мгновений весны". Зарубина оказалась одной из немногих разведчиц, доживших до старости.
Однако умереть своей смертью ей все равно не удалось.
Розенцвейг-Зарубина
Ее настоящее имя — Елизавета Розенцвейг. Отец Елизаветы служил управляющим лесного хозяйства в богатом имении, находившемся на территории Бессарабии. Благодаря этому обстоятельству чета Розенцвейгов ни в чем не нуждалась, а их дочь получила прекрасное образование и владела несколькими иностранными языками.
Кроме того, отец привил Елизавете любовь к русской литературе и культуре в целом. Поэтому, когда двоюродная сестра Елизаветы загорелась революционными идеями, девушка, недолго думая, последовала ее примеру. Сперва она вступила в ряды австрийской коммунистической партии, но после, получив должность переводчицы в торговом представительстве Советского Союза в Вене, переметнулась к чекистам и даже была «премирована» советским гражданством. В 1928 году Елизавета зарегистрировала отношения с русским разведчиком Василием Зарубиным. Так она получила фамилию, под которой ее знают и помнят до сих пор.
С еврейской внешностью среди нацистов
Зарубины работали в паре в Дании, во Франции, в Турции и даже в нацистской Германии. Последний факт удивителен тем, что Елизавете с ее явно еврейской внешностью удавалось выполнять самые невероятные по сложности задания. Она могла выдать себя за кого угодно. Так, для того, чтобы завербовать гестаповца Вилли Лемана, Зарубина специально выучила итальянский язык, благодаря чему сумела искусно перевоплотиться в итальянку. Несколько лет Леман снабжал советскую разведку важными сведениями.
Справка: Вилли Леман — сотрудник гестапо, начальник отдела контрразведки на военно-промышленных предприятиях Германии, гауптштурмфюрер СС и криминальный инспектор. Тайный агент советской разведки с 1929 года, ставший за время почти тринадцатилетнего сотрудничества с ней одним из наиболее ценных.
В гестапо Леман курировал оборонную промышленность и военное строительство Третьего Рейха. Среди переданной Леманом в Москву информации — точная дата и время нападения Германии на СССР, сведения о геополитических планах гитлеровцев, о технических разработках новейших видов оружия, о строительстве подводных лодок и бронеавтомобилей, о ракетной программе Германии, ключ к шифрам гестапо, биографические данные сотрудников германских спецслужб, информация о создании в закрытых химических лабораториях Германии синтетического бензина, искусственного каучука и боевых отравляющих веществ нового поколения, а также другая сверхсекретная информация.
Леман входил в число трёх наиболее высокопоставленных советских агентов в нацистской Германии — наряду с обер-лейтенантом люфтваффе Харро Шульце-Бойзеном (агентурный псевдоним «Старшина») и старшим советником имперского министерства экономики Арвидом Харнаком (агентурный псевдоним «Корсиканец»). Все трое были казнены в Берлине в декабре 1942 года.
В архивах Службы внешней разведки Российской Федерации находится 28 томов документов по делу Лемана-Брайтенбаха. В 2009 году небольшая часть из них была рассекречена. В 2010 году о нём вышла книга писателя и историка спецслужб Теодора Гладкова «Его Величество агент».
Согласно распространённому мнению, Леман мог быть прототипом штандартенфюрера Штирлица. По свидетельству Бориса Эскина, сведения о деятельности Лемана стали для писателя Юлиана Семёнова наиболее ценными при создании литературного образа советского разведчика. Хотя Леман, в отличие от Штирлица, был не кадровым сотрудником советской разведки, а завербованным агентом-источником, по утверждению СВР РФ, он инициативно начал сотрудничество с Москвой на идейной основе
Всего же Елизавета Зарубина завербовала более 20 человек, среди которых были не только мужчины, но и женщины. На Роберта Оппенгеймера, «американского отца атомной бомбы», Зарубина вышла именно через его супругу. Кстати, за информацию о работе над атомным оружием «русская Мата Хари» удостоилась Красной звезды.
Жизнь после разведки и нелепая смерть
Через год после победы над фашистской Германией Елизавета Зарубина была уволена в запас. Та же участь постигла ее супруга спустя 2 года. До конца своих дней Василий Зарубин занимался подготовкой подрастающих кадров и написанием специальной литературы для будущих разведчиков. А Елизавете Юльевне удалось устроиться в МВД, однако после опалы Берии блестящую вербовщицу уволили из органов. Зарубина пережила своего супруга на 13 лет.
Она скончалась в 1987 году в возрасте 87 лет. Вот только пожилая разведчица не умерла в своей постели. Ее смерть оказалась нелепой и странной: майским днем Елизавету Зарубину сбил на дороге обычный рейсовый автобус.