Трагедия, окутанная тайной: как амбиции сына Сталина стоили жизни целой хоккейной команде

Трагедия, окутанная тайной: как амбиции сына Сталина стоили жизни целой хоккейной команде

вС миру по нитке / Свежее

7 января 1950 года, всего через два дня после Рождества, небо над Свердловском стало свидетелем одной из самых мрачных страниц в истории советского спорта. Военно-транспортный самолёт Ли-2, известный в народе как «Дуглас», рухнул на землю, унеся с собой жизни 19 человек. На его борту находилась хоккейная команда Военно-воздушных сил – любимое детище генерал-лейтенанта Василия Сталина. Одиннадцать хоккеистов, тренер, врач, массажист и шесть членов экипажа – все они погибли в этой страшной катастрофе.


До сих пор эта трагедия вызывает множество вопросов: чья самоуверенность и чьи приказы привели к столь ужасному исходу?


Команда мечты и её могущественный покровитель

Хоккейная команда ВВС была не просто спортивным клубом, а личным проектом Василия Сталина, командующего ВВС Московского военного округа. Страстный поклонник спорта, он не жалел ресурсов, собирая под знамёна ВВС лучших игроков со всей страны. От них требовались только победы, и к началу 1950 года «лётчики» уже всерьёз конкурировали с ведущими клубами СССР. Их следующей целью была игра в Челябинске.


Цепь роковых решений

Рейс из Москвы в Челябинск оказался фатальным. Из-за сложных погодных условий самолёт был вынужден совершить посадку в Казани, где команда застряла на долгие часы. Диспетчеры, как вспоминали позже, не спешили выпускать военный борт в небо, отдавая приоритет гражданским рейсам. Именно здесь в дело вмешалось «громкое имя».


По некоторым данным, уставший от ожидания тренер команды Борис Бочарников связался с Василием Сталиным. Тот, как утверждают историки, например Олег Смыслов, отдал устное распоряжение: отправить самолёт в путь несмотря ни на что. Для диспетчеров это был приказ, не терпящий возражений. В сложнейших метеоусловиях самолёт с хоккеистами получил разрешение на вылет.


Фатальные ошибки в небе над Свердловском 

К моменту, когда «Дуглас» снова оказался в воздухе, садиться в Челябинске уже было невозможно. Командир экипажа Иван Зотов принял решение идти на запасной аэродром в Свердловске. Но и здесь всё пошло не по плану. По данным расследования следователя Ф. Ф. Прокопенко, штурман ошибся и указал на другой аэродром – законсервированный и не готовый к приёму.


В сплошной снежной пелене пилоты трижды пытались зайти на посадку на несуществующую полосу. На последнем, отчаянном заходе, самолёту не хватило высоты. Он задел деревья и рухнул на землю в 24 километрах от Свердловска. Никто не выжил.



Круг виновных и чудом спасшиеся

Расследование показало, что вина была коллективной. Непосредственной причиной назвали ошибку экипажа при заходе на посадку. Системной причиной стало давление «сверху», заставившее диспетчеров выпустить самолёт в нелётную погоду. А главным «заказчиком» этой спешки в общественном мнении и среди историков остался Василий Сталин, чей звонок, по сути, отменил для этого рейса все правила безопасности.

Трагедия была не полной: несколько игроков команды ВВС чудом избежали гибели, не попав на тот рейс. Самый известный из них — будущая легенда советского хоккея Всеволод Бобров. По одной из версий, он просто опоздал на самолёт, по другой — отправился в Челябинск поездом. Его спасшаяся карьера стала горьким контрастом судьбе его товарищей.


Комментарии (0)
Добавить комментарий
Прокомментировать
vk odnoklassniki facebook mailru google yandex

Войти через:
vk odnoklassniki facebook mailru google yandex