А вы никогда не задумывались над тем, откуда, собственно, войско узнало, что царь - не настоящий?
Из культовых советских кинофильмов часто убирали важнейших персонажей. Это объясняется просто. Писатель может настрочить 100 страниц, а может и тысячу. Он ничем не ограничен, кроме собственной фантазии и трудолюбия. У литератора имеются бескрайние возможности подробно расписать характеры, привычки, склонности своих героев, ввести в сюжет дополнительных действующих лиц.
Иное дело кино. У режиссера и съемочной группы жесткий хронометраж - 1:20. Ну, может пара часов от силы. Иначе есть риск превратить фильм в тягучую неудобоваримую муть, как например "У озера". При этом, личность каждого персонажа должна быть в фильме хорошо раскрыта.
Поэтому, чтобы не обделить вниманием главных героев, иногда приходится жертвовать второстепенными.
Вот например "Место встречи изменить нельзя" упаковали аж в пять серий, но и в них не попали некоторые важные лица. К примеру, майор Мурашко. В фильме Глеб Жеглов только делает вид, что говорит с Мурашко по телефону, а в романе "Эра милосердия" это полноценное действующее лицо.
Или, например, Алимов - проводник милицейского пса Абрека. А вспомните "Москва слезам не верит". Почему мама Рудика говорит Катерине "нас и так четверо в двух комнатах"? Да потому что у Рудольфа Петровича был еще отец, которого в фильме не показали. Все это я подробно рассказывал в других статьях. В первую экранизацию "Двух капитанов" (ту, что с Александром Михайловым) не попал Петя Сковородников.
А еще там нет ни Гаера Кулия, ни Киры (Кирен), жены Вали Жукова, ни фон Вышимирского. Что поделаешь - хронометраж. Или возьмем фильм "Неизвестный солдат" 1984 года. Уж казалось бы - три серии, 220 минут! Но и оттуда умудрились выкинуть колоритного сердцееда Маврина, который постоянно приставал к женщинам, а потом приходил в вагончик побитый.
Жеглов "звонит майору Мурашко"
А теперь к Ивану Васильевичу. В пьесе Булгакова было одно важное действующее лицо, сыгравшее в произошедших событиях ключевую роль. Это патриарх. Он пришел к Бунше и Милославскому после шведского посла, славил царя, а Жорж полез к патриарху обниматься и стащил с его шеи панагию.
Именно кража ценного предмета заставила патриарха заподозрить в "гостях из будущего" самозванцев. И тогда он догнал войско у заставы, наябедничал, что дескать "царь не настоящий" и подбил военных на бунт.
Вот такие интересные подробности не вошли в великий фильм Леонида Гайдая "Иван Васильевич меняет профессию".