Компания Flint Hills Resources согласна купить нефть сорта North Dakota Sour, если ей заплатят за нее по $0,5/барр., сообщает Bloomberg со ссылкой на корпоративный прайс-лист. В январе 2014 года эта марка стоила $47,6, но к январю 2015 года подешевела до $13,5/барр.
North Dakota Sour является крайне низкокачественным сортом с высоким содержанием серы. Как рассказал агентству исполнительный вице-президент далласской компании Turner Mason Джон Ауэрс, с 2011 года компания Enbridge перестала предоставлять свои нефтепроводы для высокосернистой нефти и ее приходится вывозить грузовым и железнодорожным транспортом, что значительно повышает издержки.
На North Dakota Sour приходится менее 15 тыс. барр. в сутки из общей добычи нефти в Северной Дакоте. Для сравнения, в западной части штата расположена сланцевая формация Баккен, которая дает ежедневно 1,1 млн барр. низкосернистой нефти.
Представитель Flint Hills Джейк Рейнт не ответил на телефонный звонок и запрос Bloomberg по электронной почте с просьбой прокомментировать ценовую политику компании.
Нефть с высоким содержанием серы в целом стоит меньше, потому что для ее переработки нужно специальное оборудование, поясняет агентство. Bloomberg также напоминает, что в прошлом году в канадском центре нефте- и газодобычи Эдмонтон пропан в течение трех месяцев продавался по отрицательной цене, то есть продавцы доплачивали покупателям.
По мнению Ауэрса и президента Lipow Oil Associates из Хьюстона, если производителям приходится платить за то, чтобы у них купили нефть, остается только один выход — прекратить добычу.
А что же с нашей себестоимостью?
По словам старшего аналитика ИК Rye, Man & Gor Securities Сергея Пигарева, себестоимость добычи на конкретном месторождении зависит от большого количества факторов, в том числе от предоставляемых льгот по НДПИ и экспортной пошлине. Кроме того, большая часть затрат номинирована в рублях, что, учитывая падение курса российской валюты, также снижает общую себестоимость в долларовом эквиваленте. «Затраты на транспортировку нефти с месторождения также значительно отличаются в зависимости от его местонахождения», — указывает эксперт.
Например, исходя из отчетности за девять месяцев 2015 года, расходы на добычу у крупнейшей российской нефтедобывающей компании «Роснефть» составили всего $2,6 на баррель, расходы на транспортировку — $5,7.
В среднем же по России извлечение барреля нефти требует затрат $2,8. Впрочем, тут речь идет не о полной себестоимости добычи, а лишь об операционных расходах. Учитывая расходы на коммерцию, налоги, административные и те же транспортные расходы, полная себестоимость будет значительно больше. По оценке партнера компании Rusenergy Михаила Крутихина, у той же «Роснефти» на Ванкорском месторождении полная себестоимость добычи составляет около $26 за баррель, что граничит с текущей ценой нефти.
Лидер ОПЕК и один из крупнейших мировых производителей нефти Саудовская Аравия считается также и лидером по расходам на добычу — у СА она самая низкая в мире. По различным оценкам, извлечь баррель нефти саудитам стоит от $2,5 до $4–5. Но и Саудовская Аравия страдает от низких цен на нефть. Так, дефицит бюджета СА на следующий год оценивается в $87 млрд. Уже сейчас саудовское правительство готовится сокращать расходы бюджета и повышать налоги, а также тарифы на воду, электричество и ЖКХ (об этом пишет во вторник обозреватель Forbes Тим Тредголд).
В конце октября прошлого года Международный валютный фонд в своем докладе по Ближнему Востоку прогнозировал, что из-за рухнувшей нефти финансовые резервы Саудовской Аравии могут быть полностью растрачены в течение пяти лет, что поставит страну на грань банкротства. Причем на тот момент цена барреля составляла около $48.
Несмотря на это, саудиты свою политику в добыче нефти менять не намерены. В самом конце декабря министр нефти и минеральных ресурсов королевства Али бен Ибрагим ан-Нуайми говорил, что политика наращивания добычи показала себя «надежной» и СА производство нефти «не ограничивает».
В данном случае речь идет как о ценовой войне за рынки (те же саудиты в октябре вышли даже на рынок Польши, где, как говорил глава «Роснефти» Игорь Сечин, начали демпинговать), так и о попытке вытеснить с рынка американских производителей сланцевой нефти, играя на понижение цен. Правда, пока США нефть не экспортируют, но республиканцы и демократы в американском конгрессе уже выработали единую позицию по этому вопросу (ранее демократы выступали против отмены эмбарго на экспорт нефти, действующего более 40
В США разброс затрат на добычу очень велик. По словам ведущего эксперта Союза нефтегазопромышленников России Рустама Танкаева, в среднем при добыче сланцевой нефти они составляют около $35. «Однако там совсем иная технология и, соответственно, система расчета, так что сложно сказать, что учитывается в этой сумме», — уточняет эксперт. Максимум, по его словам, в Штатах — $50 за баррель. Есть, впрочем, старые месторождения в Техасе, где стоимость добычи составляет $3–4 за баррель, но объемы там невелики и на общую картину не влияют.
Танкаев отметил, что многие сланцедобывающие нефтяные проекты в США сейчас остановлены из-за низких цен. The Wall Street Journal со ссылкой на аналитические материалы Wolfe Research во вторник сообщила, что уже к середине следующего года треть американских нефтяных компаний могут оказаться банкротами. А по оценке экспертов компании AlixPartners, при нынешнем уровне цен нефтегазопроизводители США теряют в совокупности порядка $2 млрд в неделю.
Кстати, по данным на начало января, коммерческие запасы нефти в США снизились на 5,1 млн баррелей и составили 482,3 млн баррелей, несмотря на то что прогнозировался их рост.
Рустам Танкаев также указывает на критическую ситуацию в Мексике, где себестоимость добычи составляет $23 за баррель. «Как раз во вторник было отмечено уникальное явление — цена мексиканской нефти упала ниже себестоимости добычи, — рассказывает эксперт. — Теперь, чтобы продать свою нефть на экспорт, мексиканскому правительству придется «доплачивать» $0,93». На это Мексика, по словам Танкаева, не пойдет, что означает прекращение поставок мексиканской нефти на мировой рынок. Мексика экспортирует лишь 800 тыс. баррелей в сутки (около 0,8% от мирового рынка).