Тысячи жителей Швеции добровольно имплантировали в свои тела микрочипы, которые могут функционировать как бесконтактные кредитные карточки, ключи и проездные билеты.
Как только чип оказывается под кожей, вам больше нет нужды беспокоиться о том, что вы потеряете кредитку, или носить с собой тяжелый кошелек. Однако, многим людям идея вживления микрочипа в их тело кажется скорее антиутопией, чем воплощенной мечтой.
Некоторые утверждают, что причиной этой недавней тенденции, вероятно, является высокий уровень благосостояния в Швеции. Но на самом деле факторы, объясняющие, почему примерно 3500 шведов сделали выбор в пользу таких микрочипов, сложнее, чем можно было бы ожидать.
Этот феномен отражает уникальную обстановку с биохакингом в Швеции. Если взглянуть на проблему глубже, пристрастие шведов ко всяким цифровым гаджетам заходит гораздо дальше, чем эти микрочипы.
Термин «биохакеры» употребляется в отношении биологов-любителей, которые проводят эксперименты в области биомедицины, но делают это вне пределов традиционных учреждений, таких как университеты, медицинские компании и другие научно-контролируемые структуры.Подобно тому, как компьютерные хакеры взламывают чужие серверы, биохакеры взламывают биологические системы.
Биохакингявляется в том числе и культурой, причем разнообразной, с множеством подгрупп, у каждой из которых имеется свой круг интересов, цели и даже идеология.Однако, при всем разнообразии, существует две основные группы: ветвер-хакеры и трансгуманисты.
К первой категории относятся биологи-любители, которые создают лабораторное оборудование из домашней утвари. Они практикуют так называемую «бережливую науку», находя недорогие решения, которые призваны повысить уровень жизни людей в развивающихся странах.
Впрочем, кроме этого они проводят и более легкомысленные эксперименты, такие как генная модификация растений с целью сделать их флуоресцентными, или использование водорослей для производства новых сортов пива.
Другая группа – трансгуманисты, которые сфокусированы, прежде всего, на укреплении и совершенствовании человеческого организма, с конечной целью улучшить человеческую породу. Они убеждены, что только путем усовершенствования самих себя и выхода за пределы изначальных биологических ограничений, люди смогут в будущем конкурировать с искусственным интеллектом.
Нередко, ситуация в сфере биохакинга отражает особенности общества и той культуры, которая в нем развивается. Так, например, европейские биохакеры, как правило, отличаются от своих североамериканских «коллег».Американские группы занимаются разработкой альтернатив сложившейся практике здравоохранения. Между тем, европейские биохакерыв большей степени ориентированы на поиск способов оказания помощи людям в бедных странах или на участие в различных художественных биопроектах.
Следует подчеркнуть, что шведская культура биохакинга отличается от остальной Европы. Большинство шведскихбиохакеров принадлежат к трансгуманистическому движению.Именно трансгуманисты, или, если более конкретно, подгруппа, называющая себя «гриндерами», вставляют тысячам шведов чипы NFC, заменяющие кредитные карточки, под кожу между большим и указательным пальцем.Это те же микрочипы, которые десятилетиями использовались для отслеживания путей миграции животных или перемещения почтовых отправлений.
Итак, почему же шведы с такой готовностью предлагают свое тело для имплантации микрочипов? Одна из имеющихся теорий заключается в том, что они более склонны делится персональными данными, в силу особенностей структуры национальной системы социального обеспечения.
Впрочем, этот миф о «наивном шведе», который безоговорочно доверяет правительству и национальным институтам, является преувеличением, что даже было особо отмечено министерством иностранных дел Швеции. Если это и можно считать объяснением, то, конечно, не исчерпывающим.
Более убедительным представляется факт, что в Швеции люди очень доверяют цифровым технологиям. Большинство шведов глубоко убеждены в их позитивном потенциале. За последние два десятилетия шведское правительство вложило значительные средства в технологическую инфраструктуру – и это не осталось без следа. Шведская экономика сегодня в большой степени основывается на цифровом экспорте, цифровых услугах и цифровых технологиях.
Швеция стала одной из самых успешных стран мира по созданию и экспорту цифровых продуктов. Известные компании, такие как SkypeиSpotify, были основаны в Швеции.Вера в цифровые технологии и их потенциал сильно повлияли на шведскую культуру. И трансгуманистическое движение основано на этом фундаменте. На самом деле, Швеция сыграла важную роль в формировании глобальной трансгуманистической идеологии.
Всемирная трансгуманистическая организация Humanity+ была основана шведом НикомБостромом в 1998 году. С тех пор многие шведы успели убедиться в том, что им следует попытаться улучшить свои биологические тела.
В то время как весь мир потрясен количеством людей, которые подвергаются имплантации микрочипов в Швеции, мы должны воспользоваться возможностью глубже проникнуть в суть удивительного отношения шведов ко всему, что связано с цифровыми технологиями. В конце концов, ведь этот феномен – всего лишь одно из множества проявлений глубокой веры в прогресс, которая делает Швецию совершенно уникальной страной.