Современная химическая промышленность производит 180 млн тонн аммиака ежегодно. Трудно перечислить все производства, где используется это вещество, от производства удобрений до изготовления взрывчатки и полимерных материалов. В Средние века потребность в аммиаке была гораздо более скромной, но она все равно существовала.
Моча – это раствор мочевины, которая под действием особых бактерий (уробактерий), без технологических сложностей и мудреного оборудования, превращается в аммиак. Поэтому и добывали в старину аммиак именно из урины, а поставщиками этого сырья были сборщики мочи – люди не очень престижной, но очень нужной профессии.
Эти люди начинали свою работу рано утром – они проходили по улицам городов и сливали в свои бочки содержимое ночных горшков, выставленных за двери и ворота. Иногда представители этой профессии дежурили в пивных и трактирах, зорко наблюдая за поведением посетителей. Едва кто-то из выпивох выходил «по нужде», как подскакивал собиратель мочи с ведром и предлагал воспользоваться емкостью.
Наполнив бочки и ведра, сборщики мочи отправлялись в рабочие районы городов, где находились мастерские и цеха. Там их уже ждали и за собранную из горшков жидкость платили мелкой, но звонкой монетой. Это был стабильный бизнес и существовали даже целые династии собирателей мочи, со своей этикой и профессиональными секретами .
Сначала основными потребителями неприятного, но ценного продукта были сукновальные и кожевенные мастерские. Аммиак отлично растворяет жир и удаляет с кожи остатки шерсти и мяса. Кроме этого, вымоченные в аммиачном растворе кожи становились мягче и легче поддавались обработке.
Не менее востребован был аммиак в прачечных, где его применяли для отбеливания тканей. На протяжении столетий это было единственное вещество, обеспечивающее белью ослепительную белизну. Для окраски тканей тоже требовался аммиак – он действовал как усилитель цвета. В наши дни применяют похожую технологию, которая называется мерсеризация, только применяют не аммиак, а едкий натр.
Но по-настоящему высокий спрос на мочу появился с изобретением огнестрельного оружия, которому требовался дымный порох. При его приготовлении использовался нитрат калия, то есть селитра. Это вещество встречается в природе, в виде минерала, но искать его – дело хлопотное и дорогостоящее. А вот производство селитры из мочи обходилось в копейки, а источник сырья всегда был рядом.
Старинная артиллерия потребляла огромное количество пороха и поэтому работы у собирателей мочи было предостаточно. Селитру изготавливали в промышленных масштабах, а особых ямах-селитренницах. Вот как описан этот процесс в одной из старинных книг:
«Кто желает сделать доброго пороху, надобно хороший запас стухшей человеческой мочи высшего сорта смешать с пеплом, листьями и соломой, да уложить в селитряную яму. А ту яму поливать каждую неделю мочой или помоями, так, чтоб куча в яме была чуть влажной, но не сырой, да каждую неделю перемешивать. Спустя несколько месяцев прекратить добавлять мочу, а как влага испарится и куча созреет, на поверхности оной появится белым налётом селитра, каковую можно распознать на вкус».Отвратительный рецепт, не так ли? Особо стоит акцентировать внимание на фразе «стухшая моча высшего сорта». Оказывается, моча делилась на сорта и самым ценным сырьем считалась моча детей, которую собирали в отдельные емкости. Она применялась не только при изготовлении самого качественного пороха, но и для производства… косметики и средств для отбеливания зубов.
Использовали мочу для красоты зубного ряда еще в глубокой древности. Римский поэт Катулл, живший в 1 веке до нашей эры, как-то сочинил едкую эпиграмму, в которой подколол некоего Игнасия, очевидно, местного щеголя:
«До блеска ты чистишь и зубы и красные десны, как варвар-испанец, и полон твой рот весь мочи».Мочу собирали и в России. В фильме «Гардемарины, вперед!» камердинер Гаврила спрашивает у князя Оленева: «А кто будет для румян мешать кармин, извиняюсь, с крепким аммиаком?». Теперь вы поняли, почему извиняется деликатный слуга?