Дважды лауреат Сталинской премии Алексей Алексеевич Кокорекин, который в основном рисовал плакаты про военных, рабочих и крестьян, под Новый год 1959 года отправился в дружественную Индию.
Художник Кокорекин с дочерью, Москва, СССР, 1950-е.
Посетил церемонию кремации брахмана и по одной из версий, купил ковер усопшего.
Товарищ Кокорекин вернулся на денек пораньше, но не поехал домой, а поехал к любовнице, где прекрасно провел время. А утром метнулся в аэропорт и встретился с семьей.
Вечером того же дня, 23 декабря, он почувствовал себя нехорошо — температура, ломота, сыпь, кашель. Вскоре его отправили в больницу им. Боткина, где его осмотрел заведующий кафедрой инфекционных болезней академик Руднев и поставил диагноз — грипп в тяжелой форме. В ночь с 29 на 30 декабря Алексей Алексеевич умер.
Существуют легенды, якобы первой заподозрила у умершего оспу то ли очень умная медсестра, то ли молодая врач–аспирант. Иногда в рассказах появляется некий безымянный старичок–патологоанатом, приехавший по своим делам из Ленинграда в Москву и случайно оказавшийся в Боткинской больнице и диагностировавший страшный диагноз.
Когда персонал и пациенты больницы начали болеть в январе 1960 года со схожими симптомами, отправили анализы одного из заболевших на исследование.
15 января 1960 года академик Морозов выявил в материале частицы вируса натуральной оспы.
Михаил Акимович Морозов (1879—1964) — советский учёный-вирусолог, академик АМН СССР
Началась спецоперация. Были задействованы КГБ, милиция, армия и Минздрав. Выявляли контакты Кокорекина, всего на карантин было посажено несколько тысяч человек. Так выяснилось, что и жена и любовница Алексея Алексеевича сдали подарки из Индии в комиссионки, на карантин посадили всех сотрудников магазинов и тех, кто приобрел эти сувениры.
Официальной информации не было никакой, что породило множество слухов. Всего заразилось 46 человек, трое умерли.
Развернули кампанию по массовой вакцинации. Вакцинировали четко, резко и быстро.
К 25 января 1960 года, т.е. через 10 дней после установления диагноза — оспа, были вакцинированы более 5 миллионов москвичей и более 4 миллионов жителей Подмосковья и других регионов.
В феврале 1960 года вспышка инфекции была побеждена.