Скоропостижная смерть известного ученого Владимира Михайловича Бехтерева 24 декабря 1927 г. оказалась для всех полной неожиданностью. Несмотря на преклонные года, накануне он лучился энергией и принимал активное участие в съезде невропатологов и психиатров, на который приехал в Москву из Ленинграда. Официальной версией было пищевое отравление, однако поползли слухи об убийстве академика.
Накануне смерти 23 декабря Бехтерев с утра ездил в Кремлевскую больницу, якобы, для консультирования Сталина касательно его сухорукости. Затем он принял участие в заседании Всесоюзного съезда психиатров и невропатологов, проходившем в Институте психопрофилактики Наркомздрава, и осмотрел институтские лаборатории в рамках организованной экскурсии. Научная общение с коллегами за чашкой чая была прервана молодой женой ученого, торопившей его в Большой театр, где они собирались смотреть балет.
Во время перерыва в театре Бехтерев полакомился мороженым в буфете. Вскоре у него испортилось самочувствие, и супруги, не дожидаясь окончания балета, вынуждены были вернуться в квартиру профессора Благоволина, приютившего их в столице. Приглашенный врач поставил уколы, но к утру Бехтерев скончался. В заключении значился сердечный паралич, вызванный кишечным приступом из-за пищевого отравления. Распространено мнение, что Бехтерев отравился консервами, однако где он их мог есть, доподлинно неизвестно.
Сеанс лечебного гипноза в специальном «гипнотическом» помещении.
Вскрытие осуществлялось непосредственно в той же квартире и состояло в извлечении головного мозга, который после обследования был отправлен в институт Бехтерева. Тело ученого в тот же день подвергли кремации. Вскоре начала распространятся молва о загадочной и подозрительной гибели академика. Впоследствии появилось несколько конспирологических теорий его смерти.
Убийство из-за Сталина
Наиболее популярная версия смерти академика Бехтерева состоит в том, что он был отравлен сотрудниками НКВД, по причине сделанного Сталину компрометирующего диагноза, неосторожного высказывания или даже некоего конфликта с генсеком. Незадолго до поездки на конференцию в Москву Бехтереву поступила правительственная телеграмма с просьбой проконсультировать в столице одного из первых лиц государства. 22 или 23 декабря состоялась встреча со Сталиным по поводу его «сухорукости» или каких-то еще проблем, по части которых Бехтерев мог быть компетентен в качестве психиатра и невропатолога.
По одному из вариантов «сталинской» версии, выходя из кабинета, где производился осмотр Сталина, Бехтерев неосторожно обронил фразу «обыкновенный параноик». Согласно еще одному, отвечая на вопрос о причине опоздания на заседания съезда, академик сказал, что «осматривал одного сухорукого параноика». Историк Рой Медведев сделал предположение, что, производя осмотр Сталина относительно проблем с рукой, Бехтерев попутно поставил некий психиатрический диагноз.
В пользу такой версии говорит и поспешная кремация без тщательного обследования, и то обстоятельство, что выдающийся ученый вплоть до смерти Сталина был практически предан забвению. Работы перестали издаваться, прекратились упоминания в научной литературе. Урну с прахом Бехтерева захоронили на Волковском кладбище лишь в 70-ом году.
Ленин и Сталин в Горках 1922 г.
Убийство из-за Ленина
Другим возможным основанием убийства называют участие Бехтерева в лечении Ленина. Ученый два раза осматривал Ильича в 23-ем году, якобы, диагностировал сифилис мозга и настоял на арсенобензольной терапии, именно для лечения этого недуга и предназначенной. Также Бехтерев мог стать жертвой интриг Зиновьева, который в борьбе за власть со Сталиным планировал использовать показания академика, чтобы обвинить Сталина в отравлении Ленина.
Отравление женой
Второй супругой ученого была Берта Арэ родом из Латвии. Они познакомились в 16-ом г., когда Бехтерев оказывал врачебные услуги тогдашнему мужу Берты – состоятельному петербуржцу Петру Гуржи. Первая жена ученого Наталья после революции предпочла остаться в Финляндии, тридцатилетняя же Берта с этого момента сделалась постоянной спутницей разменявшего шестой десяток профессора. После смерти Натальи в 26-ом г. Владимир и Берта сочетались законным браком.
Бехтерев с женой Бертой.
Родственники Владимира Михайловича, его дети от первого брака поначалу были лояльны к женщине, но после женитьбы отношение поменялось. В семейном кругу стали подозревать Берту в причастности к смерти Бехтерева. Правнучка ученого Наталья Петровна придерживается этой самой версии. Именно Берта сопровождала академика в последние часы и именно она была единственной из родных Бехтерева, кто настоял на безотлагательной кремации.
Ликвидация из-за психотронного оружия
Как специалист по внушению, Бехтерев был привлечен к разработке «идеологического оружия», некой технологии, позволяющей дистанционно оказывать на людские массы психологическое воздействие с использованием радиосвязи и подобных средств. Опыты были, как будто бы, небезуспешны, однако в 27-ом году некто из участников проекта, тесно связанный с Бехтеревым, слинял в Германию вместе с секретной документацией. Проект решили свернуть, а основных фигурантов устранить.