Древняя афганская традиция — бача-бази

вС миру по нитке / Свежее

"Бача" в переводе с фарси — "мальчик", а "бача-бази" — “играть с мальчиками”. Примерно те же самые действия, которые обычно ассоциируются с католическими священниками, только обставлено всё более красиво. Обычно мальчиков одевают в женскую одежду, наносят макияж, ко всему этому добавляют украшения и различные атрибуты, вроде бубенчиков и колокольчиков, после чего выпускают танцевать перед гостями на празднике. Само собой, среди гостей только мужчины. Танцы в массе своей довольно простые, но движения танцоров при этом подчёркнуто женственные, потому что на гостей нужно произвести впечатление. От этого прямо зависит доход, потому что во время танца между гостями идёт торг — кто больше заплатит, тому мальчик и достанется. За хорошего танцора между гостями может разгореться жёсткий поединок с нешуточными ставками. Про мелочь редко когда речь идёт: бача-бази — это развлечение не для бедняков.

В первую очередь потому, что хороший бача требует немалых вложений со стороны сутенёра. Которому, естественно, большая часть дохода и идёт в карман. Полагать, что серьёзный профит с этого имеют сами мальчики, было бы довольно наивно. Для начала нужно найти мальчика. В принципе, в Афганистане это не проблема — нищая страна, при этом население там растёт, а значит, довольно молодое. Так что большого дефицита в начинающих танцорах лет 11-12 у вербовщиков нет. Тем более, что для семьи это чаще всего выгодно: сдать одного из детей в бача — значит сильно улучшить положение всех остальных. Так что нередко родители жертвуют одним из 3-4 сыновей, получая за это деньги, позволяющие дать образование другим. Другое дело, что не каждый мальчик подходит для такой цели. Для начала внешность — естественно, наибольший спрос на симпатичных пацанов с максимально женственными чертами лица. Подобная внешность в этих местах может сыграть злую шутку с обладателем — не все бача становятся танцорами добровольно, некоторых и похищают. Например, по конкретному заказу от какого-нибудь полевого командира, которому данный мальчик приглянулся, а добровольно не выходит вопрос решить. Кроме того, у мальчика должны быть определённые способности в плане танца. Если он совсем необучаемый или приходится прикладывать слишком много усилий, то проще списать в брак и взять нового. Каким образом списать — это уже по ситуации. Чаще всего — просто вернуть родителям.
Дальше вложений ещё больше — научить танцевать, научить краситься, научить нравиться мужчинам. Для всего этого обычно нужно привлекать тренеров. Плюс собственно одежда, макияж, украшения. “Индивидуалов” в этом бизнесе не водится — и вход стоит дорого, и, самое главное, нужны связи. Это главное, что есть у сутенёра — он может привезти мальчика (или мальчиков, чаще всего у него их несколько) к нужным людям, его зовут на праздники, его прикрывают от проблем с законом. Отдельная категория бача-бази — это мальчики для индивидуального пользования. Это уже не механизм для заработка денег через проституцию, а весьма статусный предмет. Обладать танцором только для себя может себе позволить лишь весьма обеспеченный и влиятельный человек. Чаще всего это полевые командиры, старшие офицеры, деревенские старейшины, крупные наркоторговцы, а иногда и серьёзные чиновники. Иногда таким мальчиком чисто хвалятся, причём устраивая фактически конкурсы, у кого красивее и лучше танцует, а иногда могут поделиться с нужными людьми, чтобы заслужить расположение или, наоборот, показать своё.
 
В среднем положение таких вот мальчиков “для частного пользования” заметно лучше, потому что плохое отношение к своим бача не приветствуется. Да и после того, как мальчик становится слишком взрослым, обычно он получает некоторую помощь в дальнейшем устройстве от бывшего хозяина, иногда весьма значительную. Обычно это происходит в возрасте 19-20 лет, когда мужские черты становятся уже слишком явными и пора менять танцора на нового, посвежее. Большинству же при выходе “в отставку” везёт гораздо меньше — отношение к бывшим бача в обществе, мягко говоря, далеко от уважительного. Обычно это довольно бедные люди, имеющие весьма серьёзные проблемы — даже у тех, кто пошёл в это дело добровольно, несколько лет интенсивной сексуальной эксплуатации приводят к многочисленным физическим и психическим травмам. Каких-то серьёзных денег они тоже заработать не могут — практически всё, что перепадает от сутенёра, тут же уходит семье, чаще всего находящейся в бедственном положении.
Но спрос на бача-бази довольно высокий — местные традиции жёстко запрещают женщинам добрачные связи. Для мужчин такого запрета нет, но нет и доступных женщин, потому что тем нельзя. Связи со взрослыми мужчинами также под запретом, поэтому в качестве выхода используют мальчиков с ещё не до конца оформившимися мужскими чертами. В итоге получается ядрёная смесь из гомосексуализма (у тех, кому нравится, что это именно мальчики), педофилии (у тех, кому нравится, что мальчики маленькие, хотя сильно мелких всё-таки почти не используют, обычно лет с 12) и ситуативного сексуального поведения (это у тех, кому просто секса хочется, а с кем — не очень важно, и вообще, мальчик — это лучше ослика). Последних, несомненно, большинство, отсюда и женская одежда, макияж и нарочитая женственность танца. В общем, всячески отрицается гомосексуальный подтекст своих действий.
 
Ну и напоследок — а как это всё вообще сочетается с исламом? А очень просто — к нему это практически никакого отношения не имеет. Этот обычай появился давно и распространён на большой территории — это и собственно Афганистан, и север Пакистана, и северо-восточные районы Ирана, и южная часть Средней Азии. До революции 1917 года на территории современных Узбекистана, Таджикистана и Туркменистана это явление вполне имело место быть. Например, Василий Верещагин уделил этому внимание в своих записках и даже нарисовал портрет бача. Обычный деревенский мулла чаще всего смотрит на бача-бази положительно — масляными глазами и через дым от гашиша. Потому что сам Коран толком не читал и, что там написано, знает только по верхушкам. Кроме того, имеет свой непосредственный интерес.
Верещагин "Портрет бачи"
 
А вот у талибов подход немного другой — их лидеры обычно исламские догматы знают неплохо, хотя иногда и интерпретируют их весьма вольно. Отсюда и возникает их однозначно негативное отношение к обычаю, как прямо противоречащему исламу. Когда они пришли к власти в Афганистане, то сутенёры с бача-бази ушли в глубокое подполье на подконтрольных им территориях. В 2001 же году, после вторжения войск международной коалиции, обычай возродился и расцвёл пуще прежнего. Сейчас взятие власти талибами снова грозит поставить крест на танцах юных мальчиков и прибыльном бизнесе их сутенёров.


Комментарии (0)
Добавить комментарий
Прокомментировать
vk odnoklassniki facebook mailru google yandex

Войти через:
vk odnoklassniki facebook mailru google yandex