Когда в 1914 году началась Первая мировая война, самым распространенным головным убором большинства армий в мире была простая матерчатая фуражка.
У русских, английских и французских солдат на голове тогда красовалась простая фуражка, а у немцев знаменитый остроконечный шлем Пикельхельм, но даже он был создан из простой вареной кожи. У большей части европейских армий не было ничего и близко похожего на металлические каски.
«Никакая практичная металлическая каска просто не могла бы остановить высокоскоростную пулю», так считали в военных штабах, так какой тогда в них смысл? Металлические шлемы и каски казались пережитком прошлого, больше связанные с римлянами и рыцарями, чем с современными армиями.
Однако, европейцы очень быстро осознали допущенную катастрофическую ошибку и ввели в свои армии обязательное ношение касок уже через год после начала войны, в то время как Российская империя во главе с Николаем II наотрез отказывалась снабжать солдат металлическими защитными головными уборами достаточно длительное время.
Почему?
Никто не был готов к такой современной войне и её последствиям
По мере того как в Первую мировую войну вступало всё больше стран и завязывалось всё больше крупномасштабных сражений, первые людские потери были ужасающими. За первые четыре недели войны, одна лишь Франция потеряла 250 000 человек в результате боевых действий.
Всё дело в том, что европейские армии очень быстро научились эффективно использовать современные виды вооружений, вроде гаубиц, минометов и пулеметов при обстреле живой силы.
Как от такого современного оружия вообще можно было защититься?
Армии начали создавать длинные и сложные полевые укрепления, называемые "траншеями", которые могли бы служить защитой от артиллерийского обстрела. Но когда бойцы переходили в окопные сражения, то их начинали обстреливать из современной артиллерии и пулеметов. В таких условиях солдаты уклонялись уже не только от бомб и пуль, но и от летящих в них осколков от снарядов, шрапнели и камней.
Тогда-то стало понятно, что именно paнения в голову ocколками приводили к тем страшным солдатским потерям
Франция первой отреагировала на эту проблему в 1915 году, когда Огюст-Луи Адриан разработал пехотную каску, которая стала носить его имя. Сделанная из тонкой стали, каска имела приваренный козырек спереди и гребень посередине, и очень быстро была одобрена французским командованием.
Вскоре после этого Великобритания выпустила собственную похожую каску из более толстой стали с широкими полями. США не отставали и разработали каски с тем же дизайном, что и англичане для своей армии. Германия немного опоздала, но к 1916 году произвела самый эффективный и прочный Штальхельм, заменив тот остроконечный кожаный Пикельхельм.
Уже после того, как первые комплекты касок были поставлены в армии стран Антанты и Центральных держав, в военных штабах сразу же отметили, что в сражениях, где солдаты стали носить каски, заметно резко сократилось количество смертельных ранений.
Многие тогда сразу же отметили, что будь у солдат такие металлические каски в самом начале войны, то можно было бы избежать множества сотен тысяч жepтв, поскольку большинство солдат тогда было серьезно ранено именно осколками и пyлями в область головы. Согласно отчетам госпиталей времен Первой мировой войны, около 21-25% всех зарегистрированных травм в первые недели войны приходились именно на голову, пoвpeждeнную осколками и шрапнелью.
Почему в Русской императорской армии, Николай II запретил носить каски, даже несмотря на то, что все другие страны наоборот их вводили в срочном порядке?
В 1916 году пароход «Святой Петр» пришвартовался в Архангельске. Этот корабль прибыл из Франции и привёз груз в виде 15 000 новых французских адрианских касок по запросу дипломата Алексея Алексеевича Игнатьева, который во время Первой мировой войны руководил размещением военных заказов во Франции и поставкой их в Россию. Он сделал это, поскольку многие русские солдаты так же как и европейские, чаще всего yмирaли от ранений в голову.
Единственное отличие этих новых российских касок от французских было в том, что Игнатьев попросил французов создать каски не с французскими знаками отличия спереди, а с русским орлом. Цвет этих касок также оставался синим, что соответствовало французской боевой форме, но не униформе зеленого цвета, которую носила Императорская Российская армия. В дальнейшем их пришлось перекрашивать.
К июлю 1916 года эти каски были розданы русским солдатам в полевых условиях. Первыми их получили военнослужащие 5-й армии, находившиеся на территории современной Латвии.
Однако, ещё до того, как каски были выданы первым русским войскам, они уже подверглись жесткой критике от императора Николая.
Несмотря на французское и английское исследование, доказавшее, что ношение стальной каски останавливало 3/4 всех ранений головы, 12 марта 1916 г. начальник штаба верховного командования Российской империи издал постановление против их применения и дальнейших закупок.
В переписках штабных генералов с Игнатьевым упоминалось, что сам император вынес решение против использования металлических касок в императорской армии, полагая, что они очень плохо смотрятся с военной формой, а также портят воинственный и устрашающий вид солдат. И из-за вмешательства императора, дальнейшая закупка новых касок была прекращена на неопределенный срок.
Вся эта информация взята из мемуаров Игнатьева Алексея Алексеевича "Пятьдесят лет в строю", в том числе его собственные воспоминания о том, как долго шла острая телеграфная полемика с Петроградом, чтобы получить срочный заказ на каски и то, как долго от этого отказывался Николай II.
Под серьёзным давлением, позже император Николай всё-таки разрешил закупку касок для российских солдат
Алексеев после того, как узнал о решении императора, начал писать срочные письма военному министру Д. С. Шуваеву с просьбой немедленно закупить 2 млн. адрианских касок. В знак безотлагательности ситуации, возможно, опасаясь, что император всё-таки передумает, Алексеев просил, чтобы закупка касок производилась наперёд, не дожидаясь результатов полевых испытаний, проводимых 5-й армией в Латвии.
Многие военные генералы из министерства начали ещё весной 1916 года постоянно давить на императора, пытаясь убедить Николая разрешить поставки французских касок на Восточный фронт, глядя на позитивные результаты ношения касок европейскими армиями. Но Николай был непреклонен и наотрез отказывался от закупок касок.
Как именно это вышло, увы, нам неизвестно, но убедить императора генералам всё-таки как то удалось ближе к лету. Заказ на поставку был сразу же направлен А. Игнатьеву, российскому военному агенту во Франции, который заключил с французами соглашение о покупке 2 миллионов касок.
Каски было решено отгружать партиями по 20 тысяч и первая из них досталась русским солдатам уже в начале октября 1916 года.
Примерно в это же время активно шла разработка русских касок М17 на основе французских касок Адриана, преимущественно для ударных отрядов и на финляндских заводах, однако, революция сорвала планы массового внедрения этих касок в 1917 году. А 1918 году, когда Финляндия объявила независимость, большая часть произведённых русских касок Сольберг (М17) досталась Силам обороны Финляндии.
Также 12 января 1917 г. произошло ещё одно несчастье. Случайный взрыв боеприпасов в порту города Романове-на-Мурмане (Мурманске), уничтожил большую партию поставленных французских касок Адриана, и, что еще хуже, следующая партия из 160 000 касок была потоплена немецкими подводными лодками. Ещё 180 000 касок, предназначенных для России, остались во французском порту Брест из-за начала большевистской революции. Самое последнее судно, перевозившее каски Адриана из Франции, вышло из Бреста ровно за месяц до начала революции.
Около 1 900 000 шлемов Адриана было всего отправлено из Франции в Россию во время Первой мировой войны, больше половины которых не дошли до солдат. Несмотря на большое количество отгруженных касок, их просто не хватило для оснащения огромной Российской Императорской Армии, численность которой значительно превышала 1 миллион человек. Так или иначе, но в первые годы Первой мировой вoйны свыше 25% российских солдат пoгибли из-за paнeний в голову, хотя это явно можно было предотвратить.